NYTimes: Саудовский Хэллоуин: некогда запрещенный праздник
Всего несколько лет назад вечеринка в честь Хэллоуина означала арест. Теперь спонсируемый правительством «уик-энд ужасов» ассоциируется с распродажами в магазинах костюмов и страшными клоунами, пишет газета The New York Times. «Саудовская Аравия меняется», - говорит молодой человек, одетый в костюм чародея.
Ясер аль-Хаззази остановился, чтобы поправить окровавленную марлю, обернутую вокруг его головы и лица. Прежде чем войти в толпу людей, разодетых в дьявольские рога и кроличьи уши, его двоюродный брат Яхья помогает распутать свободный конец марли.
Выросшие в Саудовской Аравии, двое 21-летних молодых людей никогда не праздновали Хэллоуин, который в консервативном королевстве рассматривался как подозрительно языческий, греховный, ненужный и странный иностранный праздник. Совсем недавно, в 2018 году, полиция совершила налет на вечеринку в честь Хэллоуина и осуществила несколько арестов.
Но в этом году некоторые районы Эр-Рияда, столицы Саудовской Аравии, выглядели так, словно существа из дома с привидениями сбежали и захватили город. Монстры, ведьмы, грабители банков и даже знойные француженки были повсюду, высовываясь из окон машин и бездельничая в кафе.
Эта сцена была ярким и слегка пугающим признаком перемен, произошедших в Саудовской Аравии с тех пор, как наследный принц Мухаммед бен Салман, ныне наследник престола и премьер-министр, начал отменять социальные ограничения одно за другим.
«Если мы вернемся к тому, какими мы были, это не является частью наших обычаев и традиций», - сказал Яхья аль-Хаззази, когда музыка играла из громкоговорителей в Эр-Рияд Сити, обширном комплексе магазинов, галерей и ресторанов, открытый в 2019 году. «Мы любим открывать для себя что-то новое».
По мере того, как по всей стране происходят социальные перемены, спонсируемое правительством мероприятие, строго говоря, не было фестивалем Хэллоуина. Вместо этого его рекламировали как «выходные ужасов», что удобно совпало с выходными перед Хэллоуином.
Как и многие из тех, кто заполонил развлекательный комплекс в четверг вечером, братья аль-Хаззази хотели костюмы, которые привлекли бы внимание. Они создали свои импровизированные костюмы мумий, используя медицинскую марлю, которую купили в аптеке, и сымитировали кровь, используя сладкий красный напиток.
Когда они вошли внутрь развлекательного комплекса, красные огни создавали таинственное настроение. Мужчины, женщины и дети заполонили похожую на Таймс-сквер площадь, фотографируясь перед логотипом Dior и поедая картошку фри в McDonald's.
В другой части города очередь из подражателей вурдалаков и гоблинов растянулась вдоль квартала перед магазином для вечеринок, где продавалось так много костюмов для Хэллоуина, что сотрудники едва успевали пополнять их запасы. У охраняемого входа в магазин доносилась хаус-музыка.
«Саудовская Аравия меняется», - сказал 23-летний Абдулазиз Халед, студент-финансист, ожидающий своей очереди. Плавно переходя с арабского на английский. В этом году Халед планирует нарядиться волшебником.
Рядом с ним ждала Рима аль-Джабер, которая хотела пойти на вечеринку в образе белокрылого ангела. «Но я могла бы быть черным ангелом», - волновалась она. «Мы должны посмотреть, что у них есть на складе!».
Как и большинство саудовцев, аль-Джабер в детстве никогда не праздновала Хэллоуин, хотя видела его в кино. Празднование неисламских праздников, таких как День Святого Валентина, Рождество и Хэллоуин, было табуировано.
Саудовская Аравия, в которой прошло детство аль-Джабер, была страной, где женщинам запрещалось водить машину, от них требовали носить длинные традиционные арабские женские платья с рукавами, называемые абайями, и к ним приставала религиозная полиция, требуя, чтобы они прикрывали волосы и лицо.
Множество жизненных решений требовали одобрения мужчины-опекуна, а гендерная сегрегация была введена в офисах, кафе и многих других помещениях. Воспроизведение музыки в общественных местах было фактически запрещено.
В 2016 году принц Мохаммед объявил о плане диверсификации экономики, который предусматривал превращение королевства в инвестиционный и глобальный деловой центр. Религиозная полиция утратила полномочия производить аресты, превратившись в основном в советчиков, а женщинам разрешили водить машину. Многие оковы мужской системы опеки были сняты, хотя часть все еще остается.
37-летний принц Мохаммед также начал развивать сектор развлечений как новую отрасль экономики, помимо нефти. Многие из 58 процентов саудовцев в возрасте до 30 лет говорят, что до перемен они изголодались по развлечениям.
Кинотеатры открылись впервые за последние десятилетия. Королевство охватила серия спонсируемых правительством фестивалей. Самый крупный из них - «Сезон в Эр-Рияде», многомесячная феерия, кульминацией которой станет выступление DJ Khaled и Bruno Mars на рейве в пустыне.
Эти перемены повергли одних саудовцев в уныние, а других в гнев. Страна стала почти неузнаваемой как для посторонних, так и для граждан.
Ослабление некоторых социальных ограничений также сопровождалось заметным усилением политических репрессий. Подавление внутреннего инакомыслия привело к тому, что сотни писателей, активистов и влиятельных людей оказались в тюрьме наряду с миллиардерами, религиозными деятелями и членами королевской семьи.
В социальных сетях правительство использовало смесь манипуляций и контроля, что привело к почитанию наследного принца и его плана «Видение 2030».
В частном порядке некоторые саудовцы жалуются, что появление развлекательных мероприятий ощущается как отвлечение от экономических проблем, таких как высокий уровень безработицы среди молодежи, и политических проблем, таких как отсутствие свободы слова. Хаотичной, похожей на карнавал атмосфере, позволено ненадолго вспыхнуть в таких случаях, как Национальный день Саудовской Аравии, а теперь и Хэллоуин.
Но многие молодые люди приветствуют любой повод для того, чтобы дать волю чувствам.
«Мы видим, что делает правительство, и это здорово, это действительно помогает людям», - сказал 25-летний Раад аль-Камель, менеджер магазина Party Experts, где Хэллоуин - самое оживленное время года.
«Может быть, люди просто хотят повеселиться и забыть обо всем?» - сказал он, нося на плече крошечного красного демона. «По крайней мере на мгновение, пока они не вернутся к реальной жизни».
Публичные празднования Хэллоуина в эти выходные, которые проводятся уже второй год, по-видимому, привлекли больше взрослых, чем детей. В Party Experts детские костюмы были отнесены к небольшому отделу. Молодые люди рассматривали стену с резиновыми масками, замысловатыми и устрашающими. Выбор костюмов для женщин был ошеломляющим.
В полночь, когда уходят последние покупатели и магазин закрывается, музыка продолжает звучать, и магазин превращается в мини-рейв, которым сотрудники могут насладиться после долгого рабочего дня.
Некоторые из гуляк в Эр-Рияд-Сити, казалось, имели лишь смутное представление о том, что такое Хэллоуин, и пришли просто насладиться атмосферой.
24-летний Абдулазиз вместе с двумя друзьями придумал подходящие наряды, облачившись с головы до ног в блестящую белую ткань и надев солнцезащитные очки в фиолетовой оправе.
Он казался неуверенным, когда его спросили, что он думает о Хэллоуине: «Вы имеете в виду эти мероприятия?», - спросил он.
Как бы то ни было, он прекрасно проводил время со своими друзьями, развлекаясь ради фотографий.
«Я родился в этой жизни и не ожидал, что она когда-нибудь изменится», - сказал он. «Но все изменилось, и это хорошо».
@Arabinform