Грозит ли Приморью землетрясение?..
Случившееся в начале февраля мощное землетрясение в Турции заставило волноваться многих дальневосточников. Тихоокеанское побережье России ведь является одним из сейсмоопасных районов мира, здесь расположен вулканический Огненный пояс, а Курильские острова, по сути своей, это верхушки вулканов, поднявшиеся над поверхностью океана, да и в образовании Сахалина вулканы сыграли не последнюю роль. Каждый день сейсмостанции фиксируют в этом районе толчки. Нет ли опасности для населения Дальнего Востока, ведь в Приморье после трагедии в Турции отмечались толчки в Ольгинском районе и под озером Ханка? Ответить на злободневный вопрос журналисты РБК Приморье попросили заведующего лабораторией сейсмических исследований Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ТОИ ДВО РАН) кандидата геолого-минералогических наук Виктора Николаевича Карнауха, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Самое большое землетрясение в России за последние сто лет произошло на Сахалине почти тридцать лет назад. Ночью 28 мая 1995 года удар стихии полностью разрушил город Нефтегорск. Несмотря на то, что интенсивность толчков едва превысила 7 баллов под 12-бальной шкале, рухнули крупноблочные сейсмонеустойчивые дома. Погибли 2040 человек, больше 700 получили ранения.
Сейсмичность Приморского края оценивается специалистами неодинаково, при этом отмечается, что в прошлом на территории края (за период 10000 лет) происходили землетрясения с интенсивностью 7-11 баллов в среднем каждые 56 лет. Сейсмические исследования в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН проводятся с 1961 года. Исходя из накопленного опыта, заведующий лаборатории сейсмических исследований ТОИ ДВО РАН Виктор Карнаух успокаивает земляков, что вероятность чего-либо подобного недавнему землетрясению в Турции очень низкая.
«Весь Приморский край находится в геологически спокойной области. Особых переживаний нам испытывать не стоит, здания наши выдержат, дороги будут целы, и мы можем жить, в принципе, спокойно», – подчеркнул учёный.
Лаборатория сейсмических исследований ТОИ ДВО РАН занимается изучением глубинного строения земной коры под дном океанов и морей для выяснения истории их возникновения, формирования и геологического развития и выделения закономерностей размещения полезных ископаемых. Сотрудники лаборатории приняли участие в более 70 морских научных экспедициях. Ими выполнены сейсмические исследования в пределах Японского, Охотского, Берингова, Филиппинского и Южно-Китайского морей, северо-западной и западной частей Тихого океана и морей восточного сектора Арктики. Работы выполнялись как в соответствии с плановыми заданиями национальной Академии наук, так и в рамках совместных исследований с учёными из Японии, Германии, Республики Корея, КНДР, Китая, Тайваня и Вьетнама.
Говоря о прошлом, Виктор Карнаух отмечает, что миллионы лет назад на территории Приморья происходили очень сильные землетрясения интенсивностью до 10 баллов.
«К счастью, области, где происходили такие землетрясения, располагаются в гористых и безлюдных районах Приморского края в северной и восточной части», – уточнил Виктор Карнаух.
О событиях тех далёких лет напоминают лишь остатки былых вулканов. Например, кальдера вулкана Барановский, остатки кальдер возле села Кипарисово, что под Владивостоком, а также множество подводных вулканов.
«В ста километрах от Владивостока у нас располагаются два крупных подводных вулкана. Высота одного из них – примерно четыре километра, а размер – примерно как весь полуостров Муравьева-Амурского. На вершине у него кальдера диаметром примерно четыре километра и глубиной двести метров – это был когда-то взрыв», – пояснил завлаборатории сейсмоисследований ТОИ ДВО РАН.
Виктор Карнаух отмечает, что менявшие в прошлом облик территории нынешнего Приморского края вулканы сейчас спят. А реальной угрозой для тихоокеанского побережья России учёные считают цунами. Например, за последнее столетие на берега Приморья несколько раз приходили разрушительные волны. Причиной их появления становились близповерхностные землетрясения.
«Японское море десять миллионов лет назад закончило раскрываться, стадия зрелости завершилась, наступила стадия старения, которая выражается в том, что море начало закрываться. Этот процесс сопровождается образованием сейсмически активной границы в восточной части моря. Там тоже происходят землетрясения, сравнимые с силой энергии в Турции, именно они являются причиной цунами, которые распространяются как на Японию, так и на Приморский край», – объясняет Виктор Карнаух.
Его коллега, руководитель сейсмической станции «Владивосток» Геофизической службы РАН Сергей Наумов напоминает про цунами 1983 года, признанное наиболее сильным.
«В некоторых узких бухтах и устьях рек подъём воды достигал трёх метров. В бухте Тихой во Владивостоке были разрушены лодочные гаражи, унесены в море моторные лодки. На ТЭЦ-2 тогда остановили турбины, был сброс напряжения в линии электропередач. Обстановка была действительно серьёзная», – рассказал Сергей Наумов.
По мнению специалистов, Владивосток в целом хорошо защищён от возможных ударов цунами, при условии, если оно возникает в Тихом океане: тогда на пути гигантских волн встанут острова: на востоке Японские, на северо-востоке – Сахалин, а на юго-востоке – Корейский полуостров.
«Поэтому те цунами, которые возникают в Тихом океане, до Приморья доходят в очень слабой форме: подъём воды происходит буквально на несколько десятков сантиметров», – отметил Сергей Наумов.
А вот цунами, которое возникает в Японском море, действительно может представлять опасность для Владивостока и других прибрежных населённых пуктов края – особенно если землетрясение произошло на глубине менее 100 километров.