Турция справится: эксперт Образцов оценил риски возникновения дефицита одежды на рынке РФ
Страхи россиян, опасающихся остаться без турецкой одежды накануне весенне-летнего сезона, в разговоре с корреспондентом ФБА «Экономика сегодня» развеял Алексей Образцов, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики, тюрколог-арабист.
Все проблемы решаются
По итогам 2022 года Турция вышла на четвертое место среди государств-экспортеров товаров в РФ, уступая лишь Китаю, Белоруссии и Германии. В Россию привозят фрукты и орехи, оборудование, пластик, косметику и многое другое. Значительная доля экспорта приходится на текстиль, одежду, изделия из кожи – в прошлом году в РФ было завезено товаров данной группы почти на 300 млн долларов. Этот показатель сильно превышает цифры прошлых лет, что подтверждает интерес к товарам из Турции, обладающим хорошим качеством и относительно невысокой стоимостью.
Есть все основания полагать, что объемы поставок будут расти и дальше, поэтому даже в период восстановления экономики после землетрясений россияне без турецкой одежды не останутся.
«Дефицита не будет, тем более, что производство одежды в Турции в основном сосредоточено, скажем так, на средних производствах и они довольно мобильные. Ожидать какого-то ужаса, что в магазинах не окажется турецких джинсов, по-моему, не стоит», — говорит Алексей Образцов.
Среди возможных последствий землетрясений — проблемы с логистикой: в результате катастрофы пострадал один из важнейших транспортных узлов Искендерун, где разрушения в порту привело к потере сотен контейнеров с продукцией на продажу в другие страны. Но турецкие власти смогли довольно быстро решить проблему, перенаправив транзит в порты Стамбула, Мерсина и Измира.
По оценкам турецких предпринимателей восстановление различных отраслей производства может занять до полугода в зависимости от степени разрушений.
Промышленные центры не пострадали
Часть текстильных фабрик Турции находятся на юго-востоке страны, в районах, где было землетрясение. Однако Турецкая ассоциация производителей одежды заявляла, что заводы особенно не пострадали — по большей части производство лишь замедлилось. Во-первых, в связи со смертью сотрудников в результате катастрофы. Во-вторых, по причине использования помещений фабрик в качестве временного размещения населения, потерявших жилье.
«Основные промышленные центры Турции, типа Стамбула и Измира (там на днях были небольшие толчки), не затронуты землетрясениями. Регион, где самые серьезные ущербы и убытки, — восток Анатолии, который традиционно не слишком развит. Здесь находятся в основном сельскохозяйственные районы. Промышленные центры почти не пострадали», — поясняет Образцов.
На данный момент загруженность турецких заводов составляет 20–25% от стандартных показателей. Одна из причин — приостановка поставок материалов. Например, Индия, которая обеспечивает некоторых изготовителей одежды сырьем, не может доставлять его в страну из-за отсутствия связи с закупщиками — им попросту сейчас не до этого.
Но производители стараются что-то делать, дабы не потерять уже заключенные контракты. Так, марка одежды для всей семьи LC Waikiki снимет с фабрик, пострадавших при землетрясениях, часть мощностей и перенаправит их на производство в другие регионы. Некоторым пришлось отложить отправку товара, например, марке Koton, а вот бренд Colin’s выполнил свои обещания по поставкам перед российскими магазинами.
Поиск альтернативы
Дефицита на прилавках магазинов в РФ поможет избежать и начало поставок одежды из Ирана, о чем ранее заявили в Союзе торговых центров (СТЦ). По информации организации, на российский рынок готовятся выйти 15–20 иранских брендов. И все они будут достойными конкурентами турецкой продукции.
«Насколько я могу судить, опыт Ирана достоин всяческого изучения: находясь десятилетиями под санкциями, страна сохраняет производство продукции и мирного, и военного назначения. Местные изготовители стараются поддерживать потенциал и промышленный, и военный. Поэтому у иранцев есть, чему поучиться, они умеют мобилизовать общество и имеющиеся ресурсы на магистральных направлениях развития. Успех Ирана на российском рынке вполне возможен», — комментирует Образцов.
Среди брендов, которые планируют завозить в РФ, различные марки нижнего белья — Abbas, Rasoul, Kiana, Hassan, Romina, а также женской и джинсовой одежды — Samira, Jila и Alireza. Возможно развитие в направлении изделий из кожи, поскольку качество данной продукции в Иране оценивается довольно высоко.
По информации СТЦ, иранские производители заинтересованы в том, чтобы открывать в России моно- и мультибрендовые точки торговли. Таким образом, считают в Союзе, одежда должна быть дешевле, чем аналогичные товары из Турции.