Лишь песня осталась…
Если говорить возвышенным слогом и о самом главном, то надо сказать, видимо, так:
Умер Магомед Ахмедов. Выдающийся сын Дагестана, аварского народа. Большой поэт, ученик Расула Гамзатова.
С его уходом Россия потеряла одного из самых верных своих патриотов. Магомед очень любил Россию, русскую поэзию, русскую культуру.
Он всегда был в центре литературных событий, которые способствовали единению всех народов России.
Каждое слово – правда. Он действительно не просто поэт, но достойный и выдающийся сын своего аварского народа и Дагестана. Многие годы мир узнавал о Дагестане через его великого сына – Расула Гамзатова. Магомед был учеником классика и многое впитал от него. И большую любовь к России в том числе. Сколько Магомед написал и стихов, и статей о русских поэтах! Сколько раз он был и в Михайловском, и в Константинове, и в Вологде, не говоря уже о местах любимого его поэта Лермонтова. А как много он сделал переводов русских классиков!..
И можно продолжать о Магомеде в таком духе ещё долго. Интернет даст любому желающему узнать и о его заслугах, и о его наградах. А я хочу перейти на лирическую волну. Всё-таки с семидесятых годов прошлого века, с литинститутских счастливых дней мы были знакомы, потом крепко подружились. Не проходило года, чтобы он не пригласил в Дагестан на то или иное литературное мероприятие, событие.
Мы посвящали друг другу стихи, я писал к одной из его книг предисловие. Дагестан при Магомеде становился для поэтов России после разрушения СССР чем-то таким, чем были прежде Грузия, Армения, Азербайджан. Поэты стремились увидеть дагестанские горы, Каспий, родину Расула Гамзатова – аул Цада, Хунзах… И он щедро приглашал поэтов. После одной из таких поездок я написал Магомеду:
Друг Магомед, спасибо, что приветил.
Здесь мир высок, огромен, чуден, светел!
Мне хорошо среди твоих вершин,
А то всё больше я – среди машин.
В горах я всё равно что в небесах,
В краю таком пронзительно отвесном…
Друг Магомед, зови опять в Хунзах,
Когда я затоскую о чудесном.
Теперь мы будем тосковать по самому Магомеду… Многим будет не хватать его дружеского расположения, его удивительных рассказов о писателях Дагестана, и прежде всего о Расуле Гамзатове. Он очень хотел ярко отметить в этом году 100-летие Гамзатова. Юбилей, конечно, будет. И будет ярким. Но уже без Магомеда Ахмедова, лучшего ученика, который тоже, удаляясь в вечность, будет становиться аварским классиком.
Геннадий Иванов
«ЛГ» выражает соболезнования родным и близким Магомеда Ахмедова.