Бывший премьер Австралии призывает ввести санкции против китайских чиновников, причастных к нарушениям прав человека
«Закономерно возникает вопрос, следует ли вводить новый режим санкций в отношении каких-либо граждан Китая за нарушения прав человека, особенно в Синьцзяне», — сказал Моррисон участникам встречи Межпарламентского альянса по Китаю в Токио 17 февраля.
«Безусловно, против таких лиц собраны достоверные и обоснованные доказательства. Теперь это вопрос для рассмотрения новым правительством».
Моррисон лишился своего поста после поражения на выборах в мае 2022 года, но он был ключевой фигурой в позиционировании Австралии для более эффективного противодействия угрозе со стороны Коммунистической партии Китая, в том числе сыграл важную роль в заключении соглашения по AUKUS.
Законы Магнитского созданы для борьбы с нарушителями прав человека
Австралийские законы, известные как «Поправки об автономных санкциях (Поправки в стиле Магнитского и другие тематические санкции)», были официально представлены в ноябре 2021 года и приняты в декабре 2021 года при правительстве Моррисона.
Это законодательство даёт Австралии право вводить санкции против зарубежных нарушителей прав человека, включая должностных лиц в Китае, ответственных за нарушение прав мусульман-уйгуров в Синьцзяне, домашних христиан, тибетцев и последователей Фалуньгун .
Санкции предусматривают замораживание активов чиновников и членов их семей, а также запрет на въезд в страну.
В ответ на санкции Магнитского китайский режим 10 июня 2021 года принял собственный закон о создании «антисанкционного» списка, который запрещает въезд в Китай включённым в него лицам и высылает тех из них, кто в настоящее время проживает в Китае.
«Хотя было бы наивно полагать, что целенаправленные санкции в отношении должностных лиц Китая в Синьцзяне или выше приведут к искоренению подобных злоупотреблений, сам по себе этот аргумент не отрицает действенности таких санкций», — сказал Моррисон.
«Как бывший премьер-министр, я понимаю, что в рамках отношений всегда есть конкретные вопросы, которые необходимо учитывать, и не в последнюю очередь это касается возможных последствий для австралийских граждан, удерживаемых китайским правительством».
«Однако один из аргументов, который не должен превалировать, заключается в том, что мы не будем вводить такие санкции, опасаясь политических, торговых или дипломатических репрессий со стороны китайского правительства. Австралийский режим санкций в отношении прав человека может применяться только в самых вопиющих ситуациях, вызывающих международную озабоченность».
Он сослался на отчёт Управления Верховного комиссара по правам человека от августа 2022 года, где говорилось о «случаях пыток или жестокого обращения, включая принудительное медицинское лечение и неблагоприятные условия содержания под стражей», а также «сексуальное и гендерное насилие».
Бывший премьер-министр предупредил, что если Пекин станет слишком влиятельным, то будет трудно прекратить нарушения прав человека.
С момента принятия законов в Австралии под санкции попали 68 физических и три юридических, в основном российские, иранские и чиновники Мьянмы.
По данным Amnesty International, состояние прав человека в Китае продолжает ухудшаться. Адвокаты и активисты-правозащитники сталкиваются с преследованиями и запугиваниями, несправедливыми судебными процессами, длительным содержанием под стражей, пытками и другими видами жестокого обращения просто за осуществление своего права на свободу слова.
Например, 2 декабря 2022 года радиоведущий Пан Сюнь, практикующий Фалуньгун, умер на юго-западе Китая во время отбывания тюремного заключения. Пан был арестован в июле 2020 года за занятия Фалуньгун.
Не поддавайтесь на обаяние Пекина
Моррисон также добавил, что Япония, Индия, Соединённые Штаты и Великобритания выступили против притеснений со стороны Пекина в рамках таких инициатив, как QUAD и AUKUS.
«В дальнейшей перспективе я рад, что новое правительство Австралии может воспользоваться переменами в тактике Китая, но оно должно быть осторожным, чтобы не изменить нашу позицию или решимость».
«Глава государства Си Цзиньпин, возможно, и изменил свою тактику, но его намерения остались прежними. Вы можете быть уверены, что он сохраняет свою “китайскую мечту”».
Комментарии Моррисона прозвучали на фоне попыток Пекина «нормализовать» отношения с Австралией.
В ответ заместитель премьер-министра Ричард Марлес заявил, что правительство Альбанезе не стремится нарушать дипломатические отношения с Пекином.
«Мы стремимся к тому, чтобы решать эти вопросы таким образом, чтобы это приносило наибольшую пользу. И взаимоотношения с Китаем, в которых мы можем затрагивать эти вопросы, действительно важны, и на самом деле можно найти баланс, к которому стремится правительство», — сказал он, сообщает Australian Financial Review.
Министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг отвергла высказывания Моррисона.
«Я не уверена, насколько разумно было бы принимать советы г-на Моррисона по вопросам внешней политики».
«О санкциях мы не рассуждаем, но я подробно изложила нашу позицию по санкциям как одному из способов, не единственному, но одному из способов, с помощью которого Австралия будет выражать и утверждать свои ценности».