Профессии Ростеха: архитектор
Фото: АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ»
Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и других специальностях.
Герой сегодняшнего выпуска – Дмитрий Щепак, главный архитектор «СибпроектНИИавиапром» под управлением «РТ-Капитал», специализирующегося на проектировании предприятий авиационной промышленности.
− Почему вы выбрали вашу специальность? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?
− Так сложилось, что я с самых ранних лет, буквально с двух-трех, начал рисовать. Родители мои, увидев мои способности, отдали меня с первого класса в художественную школу нашего района, которую я благополучно закончил. Я очень хотел стать художником. Но в те непростые для нашей страны годы все почему-то хотели быть юристами, бизнесменами или финансистами, и я, попав под влияние общественного мнения, также пытался представить себя в одной из этих областей деятельности. К счастью, в дело вмешалась моя старшая сестра, сказав, что чем быть среднестатистическим юристом, лучше стать хорошим архитектором, особенно учитывая мою творческую натуру. Так я без особых трудностей поступил в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию (НГАХА), сейчас это Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Учился я по своей специальности 6 лет.
Вузов, в которых можно получить образование по специальности «Архитектура», в нашей стране много. К числу самых известных в нашем сибирском регионе относятся: уже упомянутый НГУАДИ, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ).
− Какие знания и опыт нужны архитектору? Какие навыки и умения самые важные?
− В процессе обучения архитектор должен вобрать в себя достаточное количество знаний из самых различных областей науки и жизни человека в целом. Это и технические знания (сопротивление материалов, теоретическая механика, расчеты освещения, акустики, теплотехники, даже гидравлические расчеты), и знание основ творческой составляющей архитектуры (творческий метод, композиционные и цветовые приемы, живопись, графика, рисунок), а также знания по психологии, философии, риторике, истории. И, как показывает практика, чем больше архитектор получает разносторонних знаний, навыков и умений, тем больше вероятность того, что он сможет придумать какие-то оригинальные решения, при этом хорошего уровня и отвечающие всем требованиям.
Что касается опыта, то здесь хочется отметить, что быстро его не получить, он, к сожалению, долго накапливается и не всегда является положительным. Здесь очень важно начинать свою деятельность под руководством опытных людей, которые любят делиться своими знаниями, потому что архитектор после вуза − это пустой сосуд, который только предстоит наполнить практическими знаниями и опытом. Самым важным навыком является умение одновременно мыслить логически и творчески, гармонично синтезировать техническую составляющую с творческой мыслью.
− С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?
− Безусловно, с развитием технического прогресса архитекторы уже не представляют себя без персонального компьютера с установленным на него профессиональным программным обеспечением. Но практически любой архитектор, по крайней мере моего поколения, с радостью променял бы компьютер на карандаш, рапидограф и отмывку, потому что мы с этого начинали. Даже сейчас, я уверен, многие на первоначальном этапе делают наброски вручную, так как голова и руки − это часть меня самого, а компьютер − это уже посредник.
Моя работа главного архитектора института начинается с аналитики проектируемого объекта, изучения требований к нему заказчика и нормативных документов. А так как почти все объекты связаны с авиационной промышленностью, надо понимать ее технологические процессы. После принятия основных решений по объекту начинается подбор строительных материалов, а затем процесс контроля за ходом выполнения проекта вплоть до его сдачи заказчику, а также ведение проекта в экспертизе – работа с экспертами.
− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?
− Наверное, одним из самых больших достижений можно считать то, что руководство нашего проектного института доверило мне такую непростую и ответственную должность главного архитектора. Что касаемо проектов, то всегда запоминаются в первую очередь значимые проекты не только для нашего института, но и для всей авиационной отрасли, такие как ангары для отработки систем самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе или корпус для серийного производства самолетов Sukhoi Superjet в Комсомольске на Амуре.
− Какие ваши дальнейшие планы?
− Продолжать работать над большими интересными проектами, повышать уровень своей квалификации и качества наших проектов.
− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?
− Я считаю, что говорить о перспективах профессии в данном случае не совсем правильно, потому что эта профессия была, есть и будет всегда. Здесь проблема, скорее, в том, что уровень специалистов нашей профессии, а также степень зависимости архитектуры от многих факторов как части строительной отрасли в целом, будут всегда колебаться. Ведь главной проблемой архитектуры, как мне кажется, является проблема ее реализации, так как далеко не все, что задумывал архитектор, воплощается в жизнь.