Почему наша образовательная система остро нуждается в переменах?
В Послании Федеральному собранию президент сказал о том, что в высшей школе назрели существенные изменения. С учётом новых требований к специалистам в экономике срок их обучения может составить от 4 до 6 лет.
Эксперты говорят о том, что необходим пересмотр образовательной системы в целом. В переменах нуждается и школа. Возьмём ту же физику. Дети не сдают ЕГЭ по этому предмету – они не знают его. Отсюда недобор на инженерные специальности в вузы.
Александр Иванов, ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор:
Минпросвещения обнародовало данные, сколько у нас физиков, математиков, химиков и т. д. Общее количество впечатляет – десятки тысяч. Но если поделить число учителей на число школ, то выходят печальные цифры. Учителей химии – 0,5, физики – 0,7. То есть в среднем меньше одного.
Педагогов не хватает, они работают на 1,5–2 ставки. У них просто нет возможности заниматься персонально каждым ребёнком – обращать внимание на ошибки, объяснять. А это самое главное в работе учителя! Это то, чем он отличается от искусственного интеллекта.
Более того, от школы уже и не требуют научить всех. Не учится ребёнок – его право, у нас же демократия и свобода. Самая страшная свобода – свобода не учить и не учиться.
Сейчас вводится «золотой стандарт» в образовании. Меняются программы. Например, в школьную математику внедрили новые сложные разделы. Учителя должны разобраться сами, разработать методики и всё это донести до детей: мол, надо идти в ногу со временем. Притом что дети не усваивают порой даже тот минимум, который требуется на ОГЭ в 9-м классе, им предлагается вникнуть в статистику, в теорию вероятностей. В итоге мы получаем не обучение, а имитацию. Математика без понимания – лучший способ сформировать будущего «гуманитария», человека, который эту математику ненавидит. Откуда тут взяться будущим инженерам и другим специалистам, которых остро не хватает во всех ключевых отраслях?
Бездумные реформы в школе приводят к тому, что кадры уходят. Причём уходят те, кому противна имитация. Так может, пора от имитации переходить к реальным делам?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции