В школе № 185 ученики продолжили поисковый проект Агнии Барто
Активисты из школы № 185 три года назад возродили проект «Найти человека», которым еще в далеких 60-х годах начала заниматься детская писательница Агния Барто. О том, как возникла такая идея, и каких результатов уже удалось достичь, рассказал руководитель школьного военно-исторического музея Константин Тимченко.
Название школьного проекта дублирует название программы, которая в 60-70-е годы выходила на радиостанции «Маяк». Восемь лет Агния Барто в прямом эфире зачитывала письма-воспоминания людей, которые потеряли связь с родственниками во время Великой Отечественной войны. Она смогла соединить около тысячи семей.
— Я эту передачу не застал и сначала даже не знал о ней. Так получилось, что долгое время я размышлял над тем, что с уходом многих ветеранов внимание людей постепенно будет перемещаться на детей войны, которые также сохранили важные воспоминания о том периоде. Они тоже уже немолоды. И мне очень хотелось сделать для них что-то особенное, — рассказывает Константин.
Различные варианты он обсуждал с учениками, которые занимались другим архивно-историческим проектом. Многие предложения казались уже избитыми, пока, работая с архивами, активисты случайно не увидели интервью дочери Агнии Барто — Татьяны Щегляевой.
— Она рассказывала, как ее мать искала потерянных братьев и сестер, дочерей и сыновей. Письма, приходившие на программу, Агния до последнего хранила в огромных сундуках в своей квартире. А Татьяна позже передала их в архив, — объяснил педагог. — В открытых источниках мы нашли информацию о сыне Татьяны, который оказался учителем математики в московской гимназии, через школу связались с ним и получили контакты его матери.
Татьяна сообщила, что все письма находятся в Архиве литературы и искусства.
Здание архива оказалось буквально в 30 минутах еды от школы. И воодушевленные ученики начали изучать информацию. Они читали письма и заносили в специальную таблицу важные пометки — адреса, имена родственников, события.
— Важно понимать, что со времен передачи Барто принцип поиска поменялся на 180 градусов. Тогда почти все участники были живы, но не было Интернета с его возможностями. Сейчас многих людей того времени уже нет с нами, но есть доступ к огромному пласту информации, — рассказал Константин. — Конечно, по опыту работы над другим проектом большее внимание привлекали сведения о родственниках — солдатах Красной армии. Их быстрее найти через сайты, хранящие данные о подвигах и военных историях. Также многие родственники пишут о своих предках-героях.
Многие истории оказывались в подвешенном состоянии из-за смерти искавшего. Со временем о проекте узнал Следственный комитет и предложил свою помощь.
— Понятно дело, что у исследователей-любителей, таких как мы, нет доступа ко многой информации. А там нам обещали помочь через базы ЗАГСов, ДНК-тесты. Мы будем по максимуму собирать информацию в архивах, а потом передавать дальше, — рассказал руководитель музея. — Я убежден, что такими историями необходимо делиться и торопиться, так как с каждым годом детей войны тоже становится все меньше. И использовать для этого все ресурсы.