Суд во Франции отменил решение о депортации чеченского беженца в Россию
Административный суд Парижа удовлетворил жалобу беженца из Чечни на решение Министерства внутренних дел Франции о его депортации в Россию.
Заявитель A. (в опубликованном судебном решении указаны только инициалы) оспаривал отказ МВД отменить принятое ранее решение о его высылке из Франции и определении России в качестве страны депортации. Также он просил отменить решение о запрете покидать пределы муниципалитета, определенного ему в качестве места жительства.
Суд удовлетворил жалобу лишь в том, что касается депортации А. именно в Россию. В остальных требованиях, то есть в отмене решения о выдворении из Франции и подписки о невыезде, суд отказал.
При этом суд руководствовался принятым ранее по жалобе заявителя решением Европейского суда по правам человека, установившего, что "существуют серьезные и доказанные факты, подтверждающие реальный риск того, что заявитель подвергнется обращению, противоречащему статье 3 Конвенции, если он будет возвращен в Российскую Федерацию". Названная статья Европейской Конвенции по правам человека устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Ранее Кавказ.Реалии сообщал об этом решении ЕСПЧ, в нем заявитель назван инициалом W. Он приехал во Францию и получил статус беженца в 2007 году. После этого он дважды выезжал в Россию – для посещения больного отца в Санкт-Петербурге и получения нового загранпаспорта в Северной Осетии. В 2020 г. Министерство внутренних дел Франции запустило процедуру депортации в связи с подозрениями в причастности W. к исламистскому движению и сведениями о прохождении им военного обучения в Пакистане в 2010 году. В январе 2021 г. ЕСПЧ в порядке обеспечительной меры приостановил исполнение решения о депортации W. в Россию.
W. аргументировал жалобу в ЕСПЧ тем, что, по его сведениям, подозрения французских властей в его причастности к вооруженному чеченскому сопротивлению были переданы российским властям, что создает для него риски ареста и пыток в России. После контактов французской префектуры с российским консульством ему в Грозном были выписаны две повестки, а силовики приходили к его родственникам. Вместе с тем французское правительство сочло подлинность этих повесток недоказанной.
30 августа 2022 года ЕСПЧ пришел к выводу, что сомнения в подлинности повесток не были в достаточной мере обоснованы, и согласился с доводами заявителя о рисках, вытекающих из передачи информации о нем французскими властями российским. Также суд подтвердил продолжение применения в его отношении обеспечительной меры.
В феврале 2023 года Кавказ.Реалии подробно писал о деле уроженца Чечни Зелимхана О., отбывающего наказание во Франции за участие в боевых действиях в Сирии. Он должен освободиться в мае, после чего его депортируют в Россию, где к нему и его родственникам уже проявляют интерес чеченские силовики.
В последние годы Франция депортировала десятки чеченских беженцев, в том числе тех, кто ранее боролся за независимость республики или уже пострадал от режима Рамзана Кадырова, игнорируя риски, которым они подвергаются в России, утверждают представители Comité Tchétchénie и Habitat-Cité. Точное их число неизвестно: они знают только о тех случаях, когда к ним обращались родственники депортируемых.
В ноябре 2022 года Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рассмотрел направленную французскими правозащитными организациями Habitat-cité и Comité Tchétchénie ноту о недопустимости депортации чеченских беженцев из Франции. Ее авторы отмечают, что отношение французских властей к чеченским беженцам изменилось после терактов, совершенных исламистскими радикалами в редакции журнала Charlie Hebdo и центре Bataclan в 2015 году, и в особенности в 2020 году, после столкновений между выходцами из Чечни и Северной Африки в Дижоне предположительно из-за нападения на чеченского подростка, и убийства учителя Самюэля Пати выходцем из Чечни Абдуллахом Анзоровым в пригороде Парижа.
В апреле 2022 гола Правозащитный центр "Мемориал" получил документы, подтверждающие, что власти Франции, депортировавшие в Россию просившего о политическом убежище уроженца Чечни Дауда Мурадова, также передали российским официальным органам полученные от Мурадова конфиденциальные сведения о нем, его родственниках и помогавших ему правозащитных организациях. Мурадов был выдворен из Франции 11 декабря 2020 г., по прибытию в Россию немедленно задержан, подвергался пыткам и умер 6 февраля при невыясненных обстоятельствах, находясь в заключении в Чечне. На момент смерти ему было 19 лет.
Магомеда Гадаева, который был свидетелем по делу о пытках в правоохранительных органах Чечни, выслали в Россию, несмотря на запрет Национального суда Франции по вопросам предоставления убежища, где он был похищен чеченской полицией, помещен под стражу по сфабрикованному обвинению в хранении оружия и затем приговорен к 18 месяцам колонии строгого режима после несправедливого судебного разбирательства.
Джахар Ойсаев получил статус беженца в 7-летнем возрасте вместе со всей его семьей по прибытии во Францию. В 2019 году этот статус у него был отозван на основании подозрения в радикализации во время учебы в колледже. Однако молодой человек никогда не был объектом какого-либо преследования со стороны правоохранительных органов, а доследственная проверка в отношении Ойсаева не привела к возбуждению дела. В феврале 2022 года суд приостановил решение министерства внутренних дел о Ойсаева.