Гормон отрезвления
Но, кроме того, уровень FGF21 повышается при алкогольном опьянении. В экспериментах с мышами он снижал тягу к алкоголю и заставлял пить больше воды. Тут можно задуматься, а зачем мышам вообще нужен регулятор алкогольного поведения. Но многие животные, и мыши в том числе, часто употребляют ферментированные фрукты, в которых спиртовое брожение зашло уже довольно далеко. Вот FGF21 и не даёт им объедаться и опиваться природной брагой, чтобы они не могли повредить себе лишним спиртом.
Сотрудники Юго-западного медицинского центра Университета Техаса пишут в Cell Metabolism про ещё одно свойство FGF21: он помогает пьяным быстрее прийти в себя. Эксперименты ставили опять же с мышами: им давали дозу этанола, достаточно большую, чтобы мыши отключились. Затем их клали навзничь в специальную посудину, где они так и лежали, если только не предпринимали самостоятельных усилий перевернуться на живот. Лежать на спине в незнакомой обстановке для мышей некомфортно, и обычные мыши быстро переворачивались на ноги. Но пьяные мыши продолжали так лежать довольно долго. С людьми, в общем, всё происходит точно так же: если человек допился до беспамятства, он падает, где и как придётся, и лежит так, пока не протрезвеет.
Обычные пьяные мыши лежали на спине около 3,9 часа. Если же им к их собственному FGF21 специально вводили дополнительную большую дозу FGF21, то мыши переворачивались из некомфортной позы на полтора часа быстрее. А вот пьяные мыши, у которых отключали синтез FGF21 и которым никакого FGF21 не вводили, лежали кверху пузом примерно 5,8 часа. То есть FGF21 действительно быстрее приводил организм в чувство. И тут можно было бы предположить, что он просто стимулирует расщепление алкоголя. Но всё оказалось не так: у мышей без FGF21 и у обычных мышей с добавочным FGF21 уровень алкоголя в крови менялся одинаково.
Зато FGF21 никак не отрезвлял мышей, у которых не было рецепторов к нему в так называемом голубом пятне. Это особая область в стволе мозга, одна из функций которого – поддерживать внимание, бдительность и вообще возбуждённое состояние психики. Мыши, у которых FGF21 стимулировал голубое пятно, формально оставались пьяными (алкоголь у них в крови продолжал плавать), но зато они лучше владели собой. Может быть, FGF21 нельзя называть гормоном отрезвления, но благодаря ему пьяные мыши всё-таки вели себя более-менее трезво, то есть они могли собраться, оценить обстановку и, прислушавшись к собственному чувству равновесия, принять нужную позу.
Можно ли FGF21 использовать в медицине, пока неясно; эксперименты ставили пока только на мышах. Но если где FGF21 и может пригодиться, то это в тех случаях, когда исключительно пьяному человек нужно поскорее вернуть хоть какое-то самосознание, ради его же собственной безопасности.