Аграриям могут разрешить легально размещать туристов у себя дома
Минсельхоз разработал законопроект, который направлен на развитие агротуризма. Сельхоз производителям могут разрешить размещать туристов в своих домах на коммерческих условиях. Правда, размер прибыли от туризма у таких аграриев будет ограничен.
На портале regulation.gov.ru опубликован законопроект, который вносит изменения в закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Напомним, что сама по себе возможность предоставления услуг в сфере сельского туризма агропроизводителями появилась только в 2021 году. При этом сейчас законодательством сейчас не предусмотрены положения, предоставляющие возможность оказания крестьянскими (фермерскими) хозяйствами услуг в сфере сельского туризма на принадлежащих им земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения. Новым законопроектом предлагается дополнить этим положением ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Важнейшая новелла законопроекта – у аграриев появится легальная возможность размещать туристов. Правда, туристов можно будет селить только в принадлежащих сельхозпроизводителю жилых домах.
Импульс подобному нововведению дали проведенные АТОР в прошлом году конференции по аграрному туризму в Твери, Самарской области, Алтайском крае и Сочи (курорт Роза Хутор).
Совместно с представителями Минсельхоз РФ участники рынка обсуждали важность размещения туристов на своей территории. Сейчас это возможно только при выводе части земли из сельхозназначения, что очень непросто, учитывая нормативные ограничения. Или селить туристов в ближайших гостиницах, которых чаще всего около ферм нет.
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЖИЛОЙ ДОМ НА СЕЛЬХОЗЗЕМЛЕ
Возможность построить дом на земле сельскохозяйственного назначения у аграриев появилась в 2021 году. Закон определил лимиты, которым должно соответствовать такое жилье.
Так, можно построить только один дом. Количество этажей не должно превышать трех. Общая площадь дома может составлять не более пятисот квадратных метров, площадь застройки под ним– не более 0,25% от площади земельного участка.
«Возможность разместить туристов играет важнейшую роль для агропредприятия, которое стремится развивать туризм. Мы находимся в стороне от крупных населенных пунктов, до областного центра – 300 км. При этом многие туристы хотели бы задержаться на несколько дней», – говорит Елена Гуркова, владелица «Фермы у Карелиных» (Архангельская область). Ферма занимается овцеводством и сыроварением.
По ее словам, в идеале иметь возможность разместить в доме одновременно 4–5 семей с детьми.
ПРАКТИКА ОТСТАЕТ ОТ ТЕОРИИ
Проживание туристов на ферме в течение какого-то времени было бы выгодно для обеих сторон. Для агрария – это возможность убедить туриста, что его продукт достоин внимания и стоит своих денег. Для туриста – пожить на природе, посмотреть, как производится продукт.
Но даже сейчас, когда жилье на сельхозземле разрешили строить на федеральном уровне, такая возможность есть далеко не у всех аграриев.
«Сейчас сельхозтоваропроизводитель может провести экскурсию, показать в каких условиях содержатся животные, рассказать и продемонстрировать процесс переработки сельхозпродукции, конечно же, при соблюдении всех санитарно-эпидемиологических норм. Но после введения так называемого закона о доме фермера, многие регионы наложили мораторий на эту инициативу», – рассказывает Венера Адамович, исполнительный директор Ассоциации глэмпингов, Член Совета Региональной Ассоциации сельского туризма в Республике Татарстан.
Таким образом, норма о размещении туристов на сельхозземлях не получила распространения. Во многих регионах, включая Татарстан, по-прежнему не разрешено ставить дом фермера на землях сельхозназначения.
Принятие федеральной нормы о возможности размещать туристов в доме фермера не решит эту проблему автоматически, говорят эксперты.
«Этот вопрос должен быть урегулирован еще и на региональном уровне. Должны быть приняты подзаконные нормативные акты, которые позволят фермерам в жилом доме сдавать комнаты своим гостям. Должны быть внесены дополнения в правила землепользования и застройки сельских поселений и городских округов, где находятся такие жилые дома. Чтобы новая норма о заселении туристов могла быть реализована, нужно будет еще проделать большую работу на региональном уровне», – говорит Венера Адамович.
КАКИЕ ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ
Законопроект содержит и ограничения.
«С целью недопущения злоупотреблений и переориентации крестьянских (фермерских) хозяйств с сельскохозяйственной деятельности на предоставление услуг в сфере сельского туризма предлагается учесть международный опыт ограничения доходов, получаемых от агротуризма», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Доходы от туризма должны будут составлять не более 30% в общем доходе фермерских хозяйств от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год.
Опрошенные «Вестником АТОР» представители агропредприятий положительно относятся к существованию ограничений. Однако лимит в 30% может создать трудности в условиях стимулирования и как следствие – быстрого роста внутреннего туризма.
«Для нас как практиков, уже более 5 лет оказывающих услуги в сфере сельского туризма, это ограничение создает проблемы. Для нас сельскохозяйственная деятельность остается основной и приоритетной, но темпы ее прироста на сегодня медленнее, чем темп роста сельского туризма. Вырастить дойное стадо гораздо сложнее и дольше, чем принять туриста. Спрос на такие услуги растёт, и мы, создавая инфраструктуру и условия, активно привлекаем туристов, за счет чего развиваем сельхознаправление. В этом году мы встанем перед выбором: прогнозируем, что доля туризма составит около 40%. И это при том, что сельхоздоходы растут (стадо наращиваем). Нам надо или сдерживать турпоток (что глупо с точки зрения предпринимательства), или открывать ещё одно юрлицо. А это дополнительные издержки», – рассказывает Мария Будейкина, владелица гостевого подворья «Фермерская Слобода» (Архангельская область).
В компании считают оптимальным соотношение доходов от сельхоздеятельности и туризма в соотношении 60%/40%.
А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ БОЛЬШЕ?
Но даже если доля от туризма в законопроекте останется на уровне 30%, что, по мнению многих экспертов является адекватным, возникает вопрос санкций.
«Какие меры будут применяться к сельхоз товаропроизводителю, доля доходов от туризма которого по итогам года превысит 30%? Насколько жестко и как именно будет отслеживаться этот момент, пока остается под вопросом», – говорит Венера Адамович.
Отметим, что сейчас законопроект находится на стадии общественных обсуждений. Она продлится до 20 марта.
Анна Бирюкова
Фото: picjumbo