В Ростове появится уникальный шахматный музей
Для «Нашего времени» руководитель «Наставника» Олег Милушев, который является автором креативного музейного проекта и победителем губернаторского конкурса «Лидеры Дона», сделал исключение — показал последние приготовления, рассказал историю каждой приобретенной или полученной в дар вещи. А чему удивляться? Олег Александрович — один из экспертов рубрики «Шахматы с «НВ», он создал по своей инициативе трендовую детско-юношескую команду «Наше время-100» для участия во всероссийской шахматной лиге и несколько юниорских команд «Наставник-НашеВремя». Эти юниоры вместе с нами в числе первых увидели экспонаты пока еще не открытого музея.
Руководитель «Наставника» Олег Милушев
Милушев перечисляет:
— Вот так называемые «калмыцкие» шахматы, материал доски — войлок. Рядом «китайские» шахматы, сделанные в виде терракотовой армии, и карманные шахматы, выпущенные в Нидерландах. А это «Электроника — М1», один из первых в Советском Союзе шахматных портативных компьютеров. Он, кстати, у нас в рабочем состоянии. Есть у нас и большая коллекция электронных, механических часов. Самым старым из них 70 лет.
Шахматные музеи, продолжает Олег Милушев, в ряде регионов есть. В числе самых известных, — музей фарфора и шахмат в Санкт-Петербурге и музей в Центральном Доме шахматистов в Москве. Каждый из них по-своему интересен. В первом , скажем, представлены старинные коллекции фарфоровых шахмат, уникальных авторских работ. В московском музее рядом со старинным шахматам есть комплект, сделанный в ГУЛАГе из… проволоки. В Самаре историки шахмат «обыгрывают» ленинскую тему: когда Владимир Ильич жил в этом городе, он часто играл в шахматы.
В ростовском музее «обыграют» свою тему — откроют экспозицию, посвященную донским гроссмейстерам: в судьбе каждого из них было много исторически значимых моментов.
Объединение под одной крышей трех залов — игрового, библиотечного и музейного — оригинальный ход «Наставника». Здесь пекутся не только о профессиональном росте юных шахматистов, воспитании волевых спортсменов, но и умении ценить красоту мысли: лучшие шахматные партии и этюды, уникальные старинные предметы почитаются в интеллектуальной среде не меньше, чем шедевры в других видах искусств…