Финал классической логистики – переходим на квантовый уровень
Для участников сервисного рынка (а к ним можно отнести операторские, экспедиторские и другие компании транспортного и логистического сегмента) это новые возможности для расширения сервисной составляющей бизнеса, освоения его новых направлений и компетенций.
В классической (досанкционной) логистике созданием и управлением цепочками поставок, как правило, занимались и продолжают заниматься сами предприятия, а конкретно – их коммерческие и логистические подразделения.
Инициируя формирование новых цепочек поставок, необходимых клиентам, сервисным компаниям важно исходить из трех основных требований, которым должны отвечать их предложения для достижения успеха:
– нужно создавать новые направления и маршруты поставок для выхода на новые рынки;
– расширять экспортные возможности производителей;
– не допустить запретительного для экспорта роста затрат на поставку (перевозку, перевалку) и обеспечить конкурентоспособность продукции на новых рынках.
Логистическая составляющая не только становится определяющей для успеха поставки на новые рынки, но и выполняет регулирующую функцию в структуре затрат цепочки поставок.
Подходы прошлых лет, когда экспедитор покупал на рынке ставку у владельца услуги, добавлял к ней свой маржинальный доход и перепродавал ее грузовладельцу, в санкционных условиях не работают.
Реалии современного логистического рынка требуют от сервисных компаний такой стоимости транспортной составляющей, которая не только конкурентоспособна корпоративным показателям грузовладельца, но и ниже их уровня. И это справедливо. При более высоких или сопоставимых затратах услуга будет неконкурентоспособна и невостребованна. В этом ключ успеха в сервисе по созданию цепочек поставок.
Как добиться успеха? Ответ очевиден: необходим подбор партнеров, формирование маршрутов, выбор технологий и транспортных решений, совокупность которых обеспечит такой размер транспортных издержек, который в новой цепи поставок не увеличит стоимость продукции, поддержит ее конкурентоспособность на новых рынках.
По существу, санкционная действительность, в которой действует российский бизнес, требует от участников рынка логистических услуг перехода на квантовый уровень или в состояние, когда логистика будет пересоздавать себя, выполнять функцию движущей силы, способной преодолеть новые, никогда в прошлой практике не возникавшие трудности.
Речь идет о преодолении новых границ, создании транспортных комбинаций из нескольких видов транспорта, придании мобильности грузу (упаковка, технологии, возможность обходиться простыми, неспециализированными средствами перевалки и т. д.).
Одновременно цепочка поставки не должна быть слишком многозвенной, должна иметь оптимум операций. Чем их меньше, тем ниже издержки.
Что касается логистического персонала, то здесь особую значимость приобретают кадры, обладающие кругозором, способностями, умением справляться и преодолевать санкционные барьеры. Важнейшим качеством становится совместная работа в команде и не только внутри сервисной компании, но и с клиентами. В частности, на первый план выходит формат неформальных кросс-функциональных центров логистических и транспортных решений, где для решения конкретных задач объединяются интеллектуальные ресурсы сервисных компаний и их клиентов.
Как говорилось выше, закончилось время классической логистики. Динамика внутренних перемен в логистической составляющей сервисных компаний должна успевать за внешними факторами. Недопустим разрыв между возможностями внутреннего состояния логистики и внешней санкционной средой, в которой приходится действовать бизнесу. Наличие такого разрыва создает риски и порождает опасности для бизнеса, который на текущем этапе остро нуждается в опережающем росте возможностей логистики. Только там, где разрыв между внутренними переменами и внешней средой устранен или минимален, логистика совершает квантовый переход от классической логистики в ее новое, квантовое состояние, соответствующее санкционной действительности.