Челябинские ученые изучат древних людей с помощью грибков, бактерий и паразитов
Южноуральские зольники — почвы, которые названы так за похожий на золу цвет. Их использовали древние люди около 4000 лет назад, но предназначение этих земель до сих пор не ясно.
Исследование рассчитано на два года. За это время археологи ЧелГУ изучат территории современной Челябинской области, которые активно использовали древние скотоводы на рубеже III — середины II тысячелетия до нашей эры. Это окрестности Страны городов — территории, на которой расположены несколько древних городищ. Исследования проведут на средства выигранного гранта Российского научного фонда.
В команде с челябинскими учеными будут работать сотрудники из институтов Москвы и Новосибирска. Коллеги из других регионов помогут провести различные анализы, а летом сотрудники ЧелГУ будут работать непосредственно в поле вместе со студентами-практикантами.
Фото пресс-службы ЧелГУ
Зольники уже исследовали с помощью раскопок. Теперь ученые ЧелГУ впервые собираются подключить естественно-научные методы. А это кладезь информации.
— Мы несколько лет изучали зольники при поселениях бронзового века, но в основном археологическими методами, с помощью раскопок, — отмечает директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Елена Куприянова. — Полноценных исследований всеми доступными методами естественных наук до сих пор не проводилось. С их помощью можно узнать не только датировки и состав зольников, но и почерпнуть массу сведений о древнем сельском хозяйстве, болезнях людей и животных. Однако такие анализы стоят немалых денег, и в этом смысле грант открывает широкие возможности.Археологи исследуют паразитов древних домашних животных, бактерии, грибки и карбонизированные семена и зерна. В итоге ученые надеются раскрыть предназначение зольных почв.
Главный предмет споров среди археологов — ответ на вопрос, чем были эти зольники. Они широко распространены в Евразии, от Сибири до Причерноморья.
— В Причерноморье их открыли еще в конце XIX века, на Урале обнаружили сравнительно недавно, — уточняет Елена Куприянова. — По структуре эти объекты сильно отличаются на разных территориях. Но парадокс в том, что никто точно не знает, что это такое. Спектр версий широк: от ритуальных объектов до свалок мусора и бытовых отходов. Археологический контекст не дает ответа на этот вопрос.Также исследования позволят определить, как скотоводство повлияло на экосистему региона.