«Тактический ход»: магия Ларионова против питерской системы
Нижегородское «Торпедо», ставшее одним из главных открытий и украшений текущего Фонбет Чемпионата КХЛ, во втором раунде плей-офф сыграет с лучшей командой гладкого первенства – питерским СКА. О предстоящей серии – в материале рубрики «Тактический ход».
Несмотря на разный подбор хоккеистов, с тактической точки зрения СКА и «Торпедо» весьма похожи – в нижегородском коллективе серьёзно сказывается влияние Андрея Козырева, входящего в тренерский штаб Игоря Ларионова и ранее трудившегося в системе питерского клуба. Но назвать команды братьями-близнецами всё же нельзя – тогда с чем армейцы могут столкнуться в предстоящей серии?
Один из наиболее излюбленных вариантов игры что СКА, что «Торпедо» в позиционных атаках – это подключения одного из нападающих на «вершину», на синюю линию третьим. Почему команды к этому так тяготеют? Дело в том, что именно этот приём позволяет качественно «размывать» построения оппонента возле своих ворот, а однозначного эффективного варианта противодействия нет – либо играть строго по зонам, либо выдвигаться втроём к синей линии и «разбирать» соперников, фактически переходя в персональную позиционную оборону в режиме «один против одного». Всё зависит от взгляда тренеров, уровня подготовки и умений хоккеистов, находящихся в колоде того или иного штаба. Кроме того, эта опция заставляет ошибаться – и нередко.
В следующей ситуации у динамовцев один из игроков остался без клюшки, но сразу трое начали выдвигаться к синей линии. Таким образом, пытаясь сыграть персонально «один в один», они поставили себя под угрозу «отрезания», ведь если четвёртого игрока также персонально разбирает четвёртый хоккеист, то условный «пятый» катается с ними без клюшки у синей линии. У «Торпедо» на левом краю за спинами всех находящихся динамовцев на льду находится Артём Михеев – и остаётся лишь техническая работа: поднять голову, увидеть партнёра, отдать точную передачу – а дальше реализация момента.
Кроме того, «Торпедо» порой даже идёт дальше – на этот участок льда идут сразу четыре хоккеиста, и что наиболее интересно – подобное происходит даже в большинстве.
Кроме того, в позиционных атаках оба коллектива активно используют перекаты защитников, то есть, их обмен позициями, что усложняет работу по «разбору» оппонентов для крайних нападающих соперника, которые, как правило, ответственны за броски от синей линии.
Также команды стараются придерживаться того, чтобы под броски от синей линии на пятак соперника накатывались два игрока – это позволяет осуществлять эффективный скрининг вратаря, а вероятность того, что сразу оба защитника нейтрализуют двух нападающих, а не одного, падает. «Торпедо» в серии с московским «Динамо» наглядно продемонстрировало, что эта опция вполне работает и в плей-офф и, наверное, является даже более эффективной, нежели в регулярном чемпионате.
В зоне атаки нападающие стараются не сбиваться на борьбу у бортов, не имитируют ложные открывания, а просто работают – никто не остаётся без дела. Благодаря эффективному распределению сил у торпедовцев срабатывают и простые решения – наброс от синей, и Кирилл Воронин (№41) добивает шайбу с пятака, ранее не «застынув» на борту и сразу отправившись к воротам соперника – не каждая оборона готова к постоянному объёмному движению, и московское «Динамо» в этом случае не стало исключением.
Недостатком любой атакующей модели является сложность игры возле своих ворот глобально, а в частности – при обороне на возврате. В следующем эпизоде один из игроков «Торпедо» стягивается на левый борт на шайбу и остаётся без игрока. Понимая, что соперники на фланге уже разобраны, начинает широкое движение к воротам, в то время как на дальнюю штангу уже накатывает динамовец. С таким виражом успеть туда оказывается невозможно, к тому же, хоккеист оказывается возле своих ворот с клюшкой на весу, в двух руках, что серьёзно портит впечатление о способности торпедовцев грамотно действовать в зоне защиты.
«Торпедо» проводит позиционную атаку с традиционным для себя подключением защитника в качестве четвёртого нападающего.
Однако в такой ситуации малейший «кекс» может привести к острой контратаке оппонента, что и происходит в этой ситуации – динамовцы уходят два в один, и откатывающийся назад Даниил Бокун (№72) не может до конца правильно оценить ситуацию.
Оптимальным вариантом было бы сыграть по игроку слева, «передавая» голкиперу второго динамовца и его возможный бросок с перевода. Однако вместо этого защитник до последнего остаётся в полупозиции – и только в последний момент пытается сыграть клюшкой в стык, однако это уже бессмысленно – из-под него идёт голевой бросок. Мастеровитых нападающих, способных реализовать такой момент в составе СКА, более чем достаточно.
Эпизод из третьего матча серии с «Динамо». «Торпедо» вновь оказывается в ситуации, когда вынуждено выполнять оборону на возврате, однако вместо чёткого разбора игроков из-за серьёзной глубины атаки они оказываются позади и лишь накатывают сзади, сваливаясь на то, чтобы заблокировать передачу на дальнего динамовского, катящегося к левой штанге. Причём это в центре делают сразу два торпедовца и не замечают третьего соперника из глубины, который и завершит контрвыпад голом. Несмотря на отсутствие у «Динамо» численного преимущества в конце эпизода – игра вылилась в микроэпизод «три в три», а неграмотные действия при обороне на возврате привели к голу.
Ловить на контратаках СКА умеет, и продемонстрировал это в своей предыдущей серии. В данном эпизоде игрок минского «Динамо» с замаха не попадает по шайбе, и армейцы резко уходят в контратаку.
В ней, помимо владеющего Василия Глотова (№7), впоследствии забросившего шайбу отличным кистевым броском, два других оторвавшихся в контратаку выигрывают позиции у возвращающихся в оборону динамовцев.
Впрочем, неидеально возвращались в оборону в серии с минским «Динамо» и сами армейцы. В следующем эпизоде никто не играет по №21 минчан, который в данном случае является «режущим» хоккеистом.
Эпизод развивается, армейцы нацелено никого не «разбирают», и, как итог, их «добивает» подключившийся четвёртым атакующим (№18) у минчан.
При этом СКА умеет и любит использовать подключения защитников в качестве четвёртого атакующего – и делает это на протяжении всего текущего сезона. В следующем эпизоде происходит создание численного преимущества в средней зоне «четыре на три» благодаря быстрому включению защитника Александра Никишина, самого результативного игрока регулярного чемпионата, по левому борту. Пошёл сразу с ногами, выиграл в скорости у своих коллег по амплуа из Минска и «вырезал» к воротам динамовцев с заброшенной шайбой.
Чем могут воспользоваться торпедовцы в предстоящей серии? Если основываться на результатах первого раунда, СКА стал единственной командой, умудрившейся пропустить сразу три шайбы в большинстве. Если в двух случаях причиной тому стали индивидуальные ошибки тех или иных хоккеистов, то третий куда более показателен.
Армейцы в противостоянии с минским «Динамо» столкнулись с построением соперника в меньшинстве, когда один из нападающих постоянно идёт в агрессивный прессинг, а не оперативно после вбрасывания встаёт в «ромб». В следующем эпизоде это привело к тому, что игрока у левого борта с шайбой на синей линии попросту «загнали», и он выполнил неточную передачу, впоследствии приведшую к контратаке и пропущенной шайбе.
Немаловажным фактором станут и персоналии. Прежде всего, это касается сражения вернувшегося в состав «Торпедо» Алексея Кручинина и Никиты Гусева из СКА – кто окажется результативнее? Неровно в предыдущем раунде действовали голкиперы обоих коллективов – Иван Кульбаков и Дмитрий Николаев, отыгравшие по все шесть встреч. В этом сезоне слабой стороной Кульбакова являются броски над ловушкой (29 пропущенных шайб) – смогут ли армейцы воспользоваться этим?