Названа причина массовой скупки россиянами наличной валюты
Объем наличной валюты на руках у россиян впервые превысил $100 млрд в долларовом эквиваленте. Сумма гигантская, а поскольку речь идет о токсичных западных дензнаках, столь массовое проявление «токсикомании» не может не вызывать вопросы. Получается, что доллары и евро, загнанные в нашей стране на обочину финансовой жизни, опутанные разнообразными ограничениями, по-прежнему востребованы населением. Фото: globallookpress.com Как следует из данных ЦБ, на 1 февраля 2023 года российские домохозяйства держали «под матрасом» 7,33 трлн рублей наличной иностранной валюты, или 105,4 млрд в пересчете на доллары. Это рекордная величина с 2018 года, за все время наблюдений.
Если сопоставить эту информацию с ранее опубликованной, то можно сделать вывод: неучтенный прирост валютного кэша на руках у населения наметился во второй половине прошлого года. С 1 июля по 1 декабря 2022 года объем наличных долларов и евро у домохозяйств вырос на $4,3 млрд против $1,3 млрд, отраженных в старой статистике.
Напомним, 9 марта прошлого года, на фоне набега вкладчиков на банки и эмбарго Евросоюза на ввоз в Россию наличных евро ЦБ ввел ограничения на снятие иностранной валюты со счетов и депозитов. Через два дня эмбарго на наличные доллары ввели США. Россиянам было разрешено снимать не больше 10 тысяч или эквивалента в евро, если эти деньги лежали на счете до введения рестрикций. Суммы сверх лимита можно снять только в рублях. Действие ограничений дважды продлевалось, последний раз до 9 сентября 2023 года.
«$105,4 млрд — сумма огромная, если учесть, что у нас всех золотовалютных резервов набиралось на $600 млрд, — говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. — Впрочем, меня это не удивляет: вся новейшая история России приучила людей к тому, что в смутные времена надо искать спасение в долларе. Это ведь уже аксиома: получил где-то рублевый излишек, купи зеленую бумажку, хуже не будет. С 1990-х ничего не изменилось. Впрочем, когда прошлым летом рубль укрепился до 50-55, многие запаниковали, поспешили избавиться от валюты, перевести в рубли. Трезвомыслящая и финансово грамотная публика не стала этого делать, и в итоге не прогадала: курс «американца» закономерно вернулся на уровень 2021 года».
Что же теперь людям делать с этой валютной заначкой? А ничего, пусть спокойно лежит себе «под матрасом», рассуждает Дроздов. В банк нести неразумно, с учетом отрицательных процентных ставок и драконовских комиссий за годовое обслуживание. В условиях геополитических рисков и общей неопределенности, «недружественные» активы еще очень долго будут оставаться актуальными в стране. А если вдруг понадобятся деньги на крупную покупку, можно в банке поменять доллары (или евро) на российскую валюту.
«Новые данные ЦБ лишний раз свидетельствуют о свершившемся переходе россиян на кризисную модель потребления, – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Люди снижают затраты, совершают покупки, исходя из цены товара, наконец, стремятся создать финансовую подушку безопасности. В обычное время норма сбережений составляет 5-6% от уровня дохода, а сейчас этот показатель достигает 10-15%. Экономике это явно не идет на пользу: лежащие мертвым грузом средства не вкладываются в нее, не разгоняют потребительский спрос, в итоге производителям приходится снижать выпуск продукции».
Несмотря на проблемы в долларовой зоне и в ЕС (банковский кризис), следует понимать: валюты развивающихся стран априори более уязвимы и волатильны. Деев советует диверсифицировать накопления: часть их хранить в долларах и евро, а часть — в национальной валюте, на случай, если средства понадобятся быстро. Можно также приобретать китайский юань и инвестиционные золотые и серебряные монеты. Депозиты в банках невыгодны из-за низких ставок, торговля на бирже – рискованна. «Кризис плохо подходит для поиска быстрой прибыли, главное – не потерять то, что имеешь», — говорит аналитик.
«Фактически сумма в $105,4 млрд (7,33 трлн. рублей) изъята из экономической жизни, а это на минуточку почти 5% от ВВП страны, — уточняет аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Если бы граждане направили ее на потребление и инвестиции, то к росту российского ВВП добавилось бы 3-7 процентных пунктов, в зависимости от того, как эти средства были бы использованы. Мотив складывания валюты «под матрас» понятен: люди хотят защититься от обесценивания рубля. То есть, чем выше волатильность курса, тем сильнее стремление обзавестись валютной наличностью. Причем население не просто уходит в доллары и евро, но выбирает самый экстремальный вид защиты в виде наличности. И при этом — жертвует фиксированной доходностью от размещения своих денег в банках».
Впрочем, резюмирует Федоров, не стоит «засиживаться» в наличной иностранной валюте слишком долго. Если курс рубля перевалит за 90-100 за доллар, будет разумно по крайней мере часть таких средств разместить на рублевых депозитах или гособлигациях. К тому моменту процентные ставки по этим инструментам будут значительно выше нынешних.