Турция продвигает отечественный бренд электромобилей и вводит высокие тарифы на импорт из Китая
Согласно официальному заявлению от 3 марта, президент Турции Тайип Эрдоган решил увеличить таможенную пошлину только для электромобилей китайского производства.
Сунь Кай (псевдоним), менеджер автомагазина в Шанхае, сообщил изданию The Epoch Times 6 марта, что Турция не вводила аналогичный тариф на Tesla и Toyota, а только на бренды китайского производства.
Турция может последовать примеру США (27,5%) и ввести высокую пошлину на китайские автомобили, чтобы предотвратить демпинг низких цен и защитить свою развивающуюся индустрию электромобилей. Сунь предположил, что это решение будет иметь значение и для европейского рынка, так как Турция является важнейшим торговым узлом, соединяющим Европу и Азию.
Организация производства электромобилей
В рамках своей предвыборной кампании на предстоящих в июне президентских выборах Эрдоган неоднократно заявлял о необходимости развития производства отечественных электромобилей.
Публичные обязательства Эрдогана включают создание общенациональной инфраструктуры для зарядки электромобилей, а также такие стимулы, как налоговые льготы, бесплатная земля, низкая ставка по кредитам и гарантия государственных закупок 30 тыс. электромобилей ежегодно после 2035 года.
Ранее, в ноябре 2017 года, он инициировал производство первого в Турции отечественного автомобильного бренда TOGG, созданного совместно предприятиями Anadolu Group, BMC Turkey, Kök Group, Turkcell и Zorlu Holding в качестве совладельцев.
Министр труда и социального обеспечения Турции Ведат Билгин стоит у турецкого автомобиля TOGG в Международном выставочном центре в Анкаре, 31 марта 2022 года. (Adem Altan/AFP via Getty Images)
TOGG заявил в 2020 году, что инвестирует 22 млрд турецких лир ($2,4 млрд) в течение 13 лет в производство автомобилей и рассчитывает выпускать 175 тыс. электрокаров в год. Компания также подписала контракт с китайским производителем на поставку литиевых батарей Farasis, а аккумуляторные модули и блоки будут совместно разрабатываться и производиться в Турции.
Министр промышленности Турции Мустафа Варанк заявил в январе, что TOGG намерен в течение следующих двух лет начать экспорт продукции за рубеж, а выход на рынок Турции запланирован на март.
TOGG всё ещё зависит от импорта аккумуляторов, двигателей и некоторых электрических систем. В октябре прошлого года компания Valank заявила, что 51% материалов для производства TOGG будут закуплены внутри страны, а к 2025 году этот показатель вырастет до 65%.
В конце прошлого года TOGG определил годовой объём производства в 2023 году в 20 тыс. автомобилей C-SUV (внедорожников). Завод увеличил свои производственные мощности с первоначальных 100 тыс. единиц до 175 тыс. единиц.
Перспективы турецкого рынка электромобилей
Согласно статистике, продажи электромобилей в Турции в 2022 году составили более 7 тыс. единиц, что вдвое больше, чем в 2021 году.
Потенциал потребительского рынка отражается в хороших демографических показателях Турции. По данным Турецкого статистического института, к концу 2022 года общая численность населения Турции составит 85,27 млн человек, что почти на 600 тыс. больше, чем в 2021 году, при ежегодном темпе прироста 7,1 на тысячу человек.
Демографические данные также показывают, что среди турецких рабочих преобладают люди более молодого возраста, чем в других европейских странах.
Турецкий электромобиль TOGG представлен на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, штат Невада, 6 января 2022 года. (Patrick T. Fallon/AFP via Getty Images)
Турция ориентируется на Европу как на важнейший зарубежный автомобильный рынок благодаря торговому соглашению о таможенном союзе между Европейским союзом и Турцией. Кроме того, Турция следует европейской программе сокращения выбросов углекислого газа и как ожидается, станет центром производства электромобилей.
Развивающийся автомобильный рынок Турции даже привлёк внимание BYD, китайского гиганта по производству электромобилей, который заключил сделку с турецким дистрибьютором ALJ Turkiye о продаже своих легковых и лёгких коммерческих автомобилей в Турции.
Высокие налоговые барьеры для недорогих китайских автомобилей
Благодаря своим ценовым преимуществам, Китай, вероятно, является крупнейшим конкурентом Турции на европейском рынке электромобилей, и он производит большую часть автомобильных аккумуляторов в мире.
Патрик Коллер, генеральный директор Forvia, седьмого по величине производителя автозапчастей в мире, заявил на конференции Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе в начале января, что стоимость производства китайских электромобилей на €10 тыс. (около $10 700) ниже, чем европейских. Эти затраты в основном связаны с исследованиями и разработками, капитальными расходами и затратами на оплату труда.
Такая стратегия продаж по заниженным ценам на мировом рынке электромобилей, применяемая китайским коммунистическим режимом, включает субсидии, освобождение от налогов на покупку и ограничения на поставки автомобилей иностранного производства и литиевых батарей. Эта тактика позволила китайским производителям электромобилей захватить рынки нескольких стран, сделав иностранные автомобильные компании (включая TOGG) зависимыми от литиевых аккумуляторов китайского производства.
Тариф в 10%, который Европа налагает на китайские электромобили, способствует продажам большого количества китайских электромобилей в Европе, что может подорвать европейский рынок Турции.
Хуан, автомеханик из Тайваня, который назвал только свою фамилию по соображениям безопасности, в беседе с изданием The Epoch Times 5 марта сказал, что китайская коммунистическая партия не жалеет денег, чтобы продавать дешёвые китайские электромобили за границу.
Это и привело к созданию тарифных барьеров для защиты турецких предприятий.
«Чем выше пошлину вводит правительство, тем лучше защищена Турция», — сказал Хуан.