Елена Сердитенко: «Самое главное – привить удовольствие к творчеству»
Любой профессиональный праздник – отличный повод узнать о людях, которые посвятили себя любимому делу, а День работника культуры – о тех, кто сохраняет наши традиции и прививает любовь к искусству и творчеству подрастающему поколению.
Прекрасный пример – преподаватель Александровского центра ремёсел Елена Станиславовна Сердитенко, в которой гармонично соединились роль педагога и работника культуры. Она владеет мастерством лаковой миниатюры и иконописи, занимается разработкой авторских программ обучения. Также Елена Станиславовна выставляется как художник пейзажист и анималист – сейчас в Модельной библиотеке семейного чтения г. Александрова проходит выставка её работ, посвящённых уникальной природе Крымского полуострова.
– Елена Станиславовна, как начинался ваш творческий путь?
– Я рисую с детства, с рисованием связана вся моя жизнь. Сначала училась в Детской школе искусств имени Л.И. Ошанина Вязниковского района. Как раз там проходят начальные этапы обучения лаковой миниатюры. Безусловно, это не были ещё профессиональные курсы, но первые навыки – рисунок, живопись – получила, конечно, там. У меня лаковую миниатюру преподавала Татьяна Александровна Догадина. Именно она привила любовь к этому направлению.
Я и сейчас слежу за тем, как живёт вязниковская школа и радуюсь, потому, что они готовят будущих художников. Кончено, у каждого профессия сложится по-разному, но я рада, что они продолжают эту программу и не забывают лаковую миниатюру.
– Сложно было изучать лаковую миниатюру?
– Когда я поступила во Мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова, первый год было трудновато. Там уже требования были другие. В первый год преподаватели ставили руку ребятам. Безусловно, на курсе были ребята, в семьях которых из поколения в поколение рисовали шкатулки и иконы. Поэтому они справлялись с первым курсом на ура. Их уже обучали дома, и они уже помогали родителям писать шкатулки. А я новичок, поэтому было тяжело. Я даже стала сомневаться: моё это или нет. Но потом наступили пленэры. Мы выходили на свежий воздух и рисовали – пейзажи во Мстёре просто великолепные. И немножко мои опасения развеялись. Постепенно и рука встала, лучше и аккуратнее стали работы, я стала учиться на своих ошибках. Безусловно, ошибки порой были ужасные. Когда мои ученики расстраиваются насчёт своих ошибок, я им рассказываю страшилки о своих ошибках. Перед последним курсом, если бы не проблемы со здоровьем, которые немного повредили обучению, я бы закончила с красным дипломом, это и преподаватели знали. А так синий диплом с красным отливом.
– А чем зацепила именно лаковая миниатюра. В изобразительном искусстве много направлений, почему именно такое необычное?
– Сама композиция и живописность Мстёрской миниатюры. Если Палех – это изящество линий, красота и искусность росписи золотом, то Мстёры – больше уклон в живопись, в колорит. И были очень хорошие преподаватели.
– А кто из педагогов особенно повлиял?
– В первую очередь я отмечу Дениса Владимировича Молодкина. У них целая династия. Он преподавал не лаковую миниатюру, а композицию. Под его руководством мы составляли композиции к шкатулкам, делали эскизы. Отдельно у нас была лаковая миниатюра, на которой мы делали копии с произведений знаменитых художников Мстёры, чтобы попробовать разные стили и изучить саму технологию. На композиции мы тренировались выполнять свои творческие идеи, компоновать и воплощать на заготовке из папье-маше. Если вы видели работы Дениса Владимировича, то он границ себе не ставит. У него изумительная композиция и порой он берёт неожиданные ракурсы. Хотя, казалось бы, это Мстёры, плоскостные и малоподвижные. Он показал, насколько разнообразные могут быть темы. Разрешал ребятам и «Хроники Нарнии» расписывать, понимал зарубежных писателей. Я делала шкатулку по «Снежной королеве». Он подсказал мне почитать оригинал, там, у Ганса Христиана Андерсена много моментов, которые в книгу для детей не включили. Например, когда Герда звала ангелов. Подсказывал и помогал ребятам выполнять свои композиции так, чтобы они действительно были интересными и показывали, что лаковая миниатюра – это не просто ремесло. Когда человек понимает её эстетику и её возможности, она может быть искусством. А возможности на самом деле очень большие. Моя дипломная работа тоже необычная, она была по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». С удовольствием защищалась. Насколько я знаю, потом наши дипломные работы выставляли во Франции, и эта шкатулка там побывала.
Мстёры я вспоминаю с большой любовью. Очень многое сделали преподаватели. Если говорить про живопись, я очень люблю пленэры. И эту любовь привил Борис Александрович Пчеляков, насколько я знаю, его не стало. Великолепный, знаменитый художник Мстёры. Он многое показал и научил видеть в природе и передавать красками то, что сначала кажется незаметным.
– Как сложилась ваша жизнь дальше?
– После окончания училища, я проработала на фабрике – в Центре традиционной Мстёрской лаковой миниатюры, где писала иконы и шкатулки. Считаю, что это было продолжение обучения. А потом так сложилась жизнь, что в 2015 году я переехала с семьёй в Александров. И совершенно случайно нашла Центр ремёсел, в котором уже работаю восемь лет.
– Работа в центре связана не только с ремеслом, но и с преподаванием. Трудно было начинать?
– Да, здесь началась моя история как преподавателя. Сначала я думала, что это не моё, что я слишком, стеснительная. Я приходила с мастер-классами к ребятам в садик, в школы. Постепенно набиралось формирование «Лаковая миниатюра», куда мы брали старших девочек. Но старшеклассников набирать в группы сложнее. У них есть желание и интерес, но они уже задумываются о своём будущем. Всё-таки Центр ремёсел – учреждение культуры, а не образовательное, поэтому мы не можем выдать документ, который поможет им в дальнейшем поступлении. Поэтому, конечно, в интересах ребёнка поступить в учреждение дополнительного образования, где он может ещё получить документ, который ему поможет. С другой стороны, мы в Центре ремёсел способны дать ребёнку необходимые навыки, стать отправной точкой в его творческом развитии, а после, ребёнок может продолжить образование дальше. И так было очень много раз. Я знаю, что девочки, которые ходили ко мне на лаковую миниатюру, на этом не остановились и сейчас расписывают игрушки, и стремятся обучаться дальше.
– Что помогло вам раскрыться как педагогу?
– Думаю, помог внутренний ребёнок. Я поняла, что совершенно свободна, когда преподаю детям, мне не заставляет труда что-то до них донести. Они искренне слышат и слушают. В целом дети благодарные слушатели. Важно искать ключик к каждому сердцу и не забывать своего внутреннего ребёнка. Если ты не понимаешь ребёнка, который перед тобой, нужно обращаться к себе в детстве, к своим сомнениям и переживаниям, детским фантазиям и желаниям. Ребята, когда приходят, тоже хотят воплотить свои идеи, выразить себя. Часто чуть ли не единственный способ самовыражения.
Главное внимательность к ребятам и понимание, важно их слышать. Нельзя строить стену между ними, всегда должен быть контакт.
– Что главное в образовательном процессе?
– Самое главное – привить удовольствие к творчеству. Очень часто ребята имеют негативный опыт работы с красками. Например, ребёнку, который любит рисовать – у меня так было – не объяснили, что акварелью нельзя пользоваться густо. В результате у него получается липкий, грузный рисунок. Он расстраивается и постепенно негатив от таких неудач копится. Эти барьеры нужно разрушить, преодолеть и показать ребёнку, что всё на самом деле просто. Главное понять, как работать тем или иным материалом. Тогда, уже имея перед собой возможности и получая знания, у ребёнка больше желания творить. Он получает свободу. Его уже ничего не сковывает. Так или иначе ты передаёшь то, что передали тебе лучшие, в моём случае это, учителя в Мстёре.
– Какие направления вы сейчас преподаёте?
– Общими словами – изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. У младших – дети с 6 до 10 лет – «Иллюстрация к сказке». Сейчас заменяю преподавателя в студии «Дебют».
С лаковой миниатюрой я в основном выхожу на мастер-классы. Мы вели лаковую миниатюру, но видно, что если её преподавать старшеклассникам, то, надо полностью менять формат и заниматься по три-четыре часа в день, что нереально организовать, потому что здесь работают и другие формирования.
Ребята помладше приходят на формирование «Иллюстрация к сказке», где изучают всё, что нужно иллюстратору: орнаменты, декоративная роспись, рисование с натуры, анималистка. Мы рисуем и портреты, какие-то тематические композиции, например, на тему Великой Отечественной войны или в поддержку наших солдат. Готовим тематические выставки.
Сейчас готовимся ко Дню Победы. Я раздала ребятам информацию о детях-героях Великой Отечественной войны. Они выбрали себе, кого они будут рисовать, внимательно прочитали биографию и стараются нарисовать, учитывая и портретное сходство и думая над тем или иным героем.
Программа разнообразная и, конечно, я стараюсь ребятам, точно так же, как и мои преподаватели, дать возможность почувствовать себя свободными и имеющими способности воплощать то, что хочется.
– Вы активно сотрудничаете и со школами и с другими учреждениями.
– Да, со старшеклассниками у нас, в первую очередь, патриотическая работа. Пишем письма солдатам, делаем плакаты к событиям – День матери, День пожилого человека, открытки к праздникам.
Совместно с Александровским комплексным центром социального обслуживания населения проводим мастер-классы для ребят с ОВЗ.
Ни один из городских праздников или районных фестивалей не обходится без Центра ремёсел. Есть мастер-классы, уже востребованные людьми, и стараемся привнести что-то новое.
Тесно сотрудничаем с библиотеками, проводим там выставки и мастер-классы. Хороший формат тематических минивыставок в Модельной библиотеке семейного чтения в Черёмушках.
– Вы упомянули многих своих педагогов. Кого-то из них или за пределами можете назвать своим наставником?
– Это мой папа – Станислав Константинович Малышев. Его не стало в 2009 году. Он своими взглядами на жизнь привил уважение к культуре и внимательность к окружающему миру. Он был журналистом, его хорошо знали в Вязниках. В-первую очередь он был идеалом, направил меня, смог дать уверенность в себе. Он, конечно, видел, что я на первом курсе очень сомневалась, потяну или нет. Часто спрашивал: «Лен, может это не твоё? Может не надо так мучиться?». Именно папа вдохновил меня Мстёрой. Он много раз туда ездил, брал интервью и у него была маленькая книжечка «Мстёра рукотворная», которая до сих пор у меня хранится. Ему эту книгу подарили, когда он был там на интервью. Совсем маленькой её листала, рассматривала необычные композиции и орнаменты, и я даже не знала, что это шкатулки. Папа – наставник номер один.
– Вы продолжаете заниматься искусством и как художник.
– Да, без этого никак. Выставляюсь редко, но стараюсь писать. Тянет. Обязательно выхожу и на пленэр, воплощаю какие-то задумки. К сожалению, шкатулки редко приходится писать иногда, конечно, бывают и заказы на иконы. Но это давно было.
Если берёшься выполнять изделие лаковой миниатюры или икону, то важно соблюсти технологию правильно, как научили, не экономить, не заменять какие-то материалы, потому что потом это выйдет боком: изделие не будет долго храниться, лак себя поведёт совершенно иначе, изделие может перекоситься. Чтобы таких неприятных сюрпризов избежать, нужно выполнить всё, от и до, по технологии. Важно поддерживать свои способности и не утратить их, преподавать ремесло.
– Елена Станиславовна, накануне профессионального праздника, ваши пожелания коллегам.
– Желаю как можно больше душевных и физических сил. Доносить правильно ребятам то, что необходимо донести. Выполнять свой преподавательский долг с вниманием, принимать его. Как можно меньше уставать. И, конечно, я желаю внимательных, понимающих и способных учеников. Счастья, здоровья и как можно больше успехов!