Как еврейская разведка выкрала скандальный доклад Хрущева на XX съезде, который считался секретным
Подлость века.
25 февраля 1956 года произошло событие, повернувшее ход истории нашей страны. На закрытом заседании XX съезда КПСС первый секретарь ЦК Никита Хрущев огласил скандальный антисталинский доклад «О культе личности и его последствиях». Его выступление стало отправной точкой «хрущевской оттепели» и усиленной десталинизации.
Новый правитель решил плюнуть в собственную историю. Память об «отце народов» и его бесспорные заслуги в становлении страны стали неудобной страницей для Хрущева. Имя Сталина вымарывалось из истории, культуры и географических карт. Хрущевский доклад во многом определил неверный путь, на который свернула наша страна.
Хрущевская речь какое-то время была секретной, хоть тезисно о ней было известно народу. На закрытое заседание XX съезда не пускали иностранных коммунистов и даже некоторых советских партийцев. Присутствовавшим делегатам запретили разглашать содержание нашумевшего выступления.
Н.С. Хрущев выступает на съезде КПСС.
Оригинал доклада стал одним из самых разыскиваемых западными разведками документов. Якобы даже президент США Эйзенхауэр был готов заплатить 1 миллион долларов за него. И всё-таки полный текст нашумевшего доклада с XX съезда попал на Запад. 5 июня 1956 года он был опубликован в газете «Нью-Йорк Таймс».
Эту «победу» присваивали то шефу западногерманской разведки Гелену, хвалившемуся агентурой в Москве, то молодой израильской разведке, то директору ЦРУ Аллену Даллесу. Как это порой бывает, доступ к важному документу получил не матерый сотрудник спецслужб, а простой человек по воле случая.
В руках «Моссада» хрущевский доклад оказался благодаря польскому журналисту еврейского происхождения Виктору Граевскому (Шпильману). Удивительно отражается история в жизни людей. Человек, раздобывший копию главного антисталинского документа, позже признавался, что вождь «лично спас жизнь его семье».
«Атомная бомба» со столика знакомой секретарши.
Виктор Шпильман родился в 1925 году в Кракове. Когда немцы вторглись в Польшу, он с семьей бежал во Львов. Позже город заняла Красная Армия, а семейство Шпильманов переселили в Марийскую АССР. Известно как фашисты расправлялись с местным населением на оккупированной территории. Высылка на Волгу действительно спасла семью Шпильманов.
После Победы пути родни разошлись. Родители Виктора переехали в Израиль, а он вернулся в Польшу, где получил образование и под псевдонимом Граевский работал в местном агентстве печати. Он периодически заскакивал на работу к своей подруге Люции Барановской, секретарше тогдашнего лидера польских коммунистов Эдварда Охаба.
В один из февральских дней 1956 года Виктор пришел к Люции позвать её на чашечку кофе, но она никак не могла согласиться. Дел было невпроворот. На её рабочем столе Граевскому приглянулась брошюра с подписью «совершенно секретно». Из любопытства Виктор попросил час-другой почитать документ. Его подруга рассеяно согласилась.
В. Граевский (1925-2007).
Так в руках Граевского оказалась копия той самой речи Никиты Хрущева на XX съезде. Ограниченные копии резонансного доклада разослали наиболее дружественным компартиям для ознакомления. «Я понял, что у меня в руках 'атомная бомба'» — вспоминал Граевский. Сначала он решил вернуть доклад на место, словно и не знал о нем.
Но по дороге решил завернуть в израильское посольство с «докладом века». Там он уже бывал, когда делал документы для выезда к родственникам. Только теперь сам Граевский «делал» документ, определивший становление израильской разведки в мире. В посольстве быстро щелкнули доклад и Граевский вернул его обратно.
Двойной агент.
Лишь через 30 лет после описанных событий Граевский узнал о том, какую роль он сыграл в истории. В тот же день сотрудник дипмиссии Израиля вылетел из Варшавы в Вену, где передал фотокопии хрущевского доклада главе службе безопасности Израиля Амосу Манору. Вскоре секретный доклад лежал на столе у премьера Бен-Гуриона.
По легенде, русскоговорящий премьер-министр Израиля прочитав доклад сказал: «Если это не фальшивка, через 30 лет Советского Союза не будет». Так ли это на самом деле, история умалчивает. Одно можно сказать точно: отец-основатель Израиля прекрасно понимал, к чему ведет такое издевательство над собственной страной.
В. Граевский в Израиле.
Израиль мог первым опубликовать хрущевский доклад. Но в Тель-Авиве решили не портить отношения с СССР, а заодно выторговать тесное сотрудничество с ЦРУ. В обмен на копию скандального документа израильтяне получили от Аллена Даллеса согласие на обмен информацией западных разведок и «Моссада».
Что касается самого Граевского, то он в 1957 году переехал в Израиль и стал двойным агентом. На него вышли из КГБ, о чем он сразу сообщил местным спецслужбам. Нужно отдать израильтянам должное: они не упустили ценного сотрудника, который еще 15 лет гнал по советским каналам дезинформацию.
Читать далее →