Сроки названы. США начали обратный отсчёт войны на Тайване
Пентагон подготовил отчёт для Конгресса США о военном потенциале Китая и планах Пекина по реинтеграции Тайваня на ближайшее будущее. Министерство обороны высказало предположение о том, что Поднебесная будет готова к возвращению Тайваня военным путём к 2027 году. Ни о каких "закулисных договорённостях" с Америкой говорить, к сожалению для Вашингтона, не приходится.
Международная обстановка продолжает накаляться. Израиль готовит наземную операцию в секторе Газа, рискуя оказаться в состоянии войны на два фронта – против ХАМАС и "Хезболлы", а возможно и Ирана, если всё зайдёт слишком далеко. Не исключено и прямое вмешательство Соединённых Штатов, которые прямо заявили о том, что подведение к берегам Восточного Средиземноморья двух авианосных групп – отнюдь не символический жест. Следом в зону конфликта выдвинулась военно-морская группировка Китая. На этом фоне как-то стала уходить в тень другая зона потенциального мирового конфликта – Тайвань.
Все ожидали открытия "второго фронта" там, а получилось, что его открыли бойцы ХАМАС. Но столкновение на Тайване, несомненно, будет и по своим масштабам далеко превзойдёт все апокалиптичные предсказания о Ближневосточном конфликте и даже нынешние боевые действия в "нэзалэжной". Об этом как об очевидном факте рассуждают представители высшего военно-политического руководства Соединённых Штатов. На днях был опубликован отчёт Министерства обороны США перед Конгрессом "Военные события и события в области безопасности, связанные с КНР". О чём проинформировали парламентариев военные?
Прежде всего, ссылаясь на Национальную стратегию безопасности, Пентагон утверждает, что в нынешних условиях только Китай, имея вторую (по другим подсчётам – первую) экономику на планете, внушительный демографический ресурс и крепкие вооружённые силы, может бросить вызов пресловутому "порядку, основанному на правилах". Иными словами, американской системе мироустройства. Пекин всё чаще обращается к милитаристской риторике. Председатель КНР Си Цзиньпин заявляет армейцам напрямую: Народно-Освободительной армии Китая необходимо готовиться "выигрывать войны" с "сильным противником".
Речь идёт явно не о России. Не потому что мы слабый противник, а потому что в принципе таковым не являемся в планах Поднебесной. Вопреки тому, что несут либералы, никто в Китае не хочет идти победным маршем на Сибирь и штурмовать Хабаровск. Вернее, хочет ровно с тем же рвением, с каким наши военные желают взять Харбин и Порт-Артур. Не замечали такого желания? Вот и я как-то не особо.
Ранее Пентагон публиковал карты размещения китайских вооружённых сил. Если во время холодной войны у КНР имелись огромные группировки возле советской и монгольской границы (в Монголии стояла целая наша группа войск), то сейчас все усилия НОАК сосредоточены на обороне Пекина и побережья – то есть самых богатых и густонаселённых городов в стране. В качестве угрозы, соответственно, рассматриваются Южная Корея, Япония (там расположены внушительные американские группировки), сепаратистский Тайвань и базы США в районе Южно-Китайского моря.
Расположение сухопутных войск Китая, по версии Пентагона
Расположение авиационных частей НОАК, по версии Пентагона
В отчёте Конгрессу американские военные утверждают, что операция по воссоединению с Тайванем может начаться ориентировочно в 2027 году. Именно к этому времени произойдёт коренная перестройка китайской армии и военно-морского флота. К слову, ВМФ Китая ещё в 2019 году превзошёл по числу боевых кораблей ВМФ Соединённых Штатов Америки. В данный момент идёт наращивание не только численного, но и качественного превосходства. Чтобы понимать важность этого факта, надо осознавать то, на чём держится американское могущество. Это, вне всяких сомнений, долларовая система, но в том, что касается вопросов безопасности – это, конечно же, флот.
Многие историки верно отмечают: одной из причин Первой мировой войны являлось стремление Германской империи создать паритет на море с Британией, "владычицей морей". Для Лондона такие шаги оказались пересечением красной линии, и англичане сделали всё, чтобы устранить потенциального конкурента. Кто контролирует гладь морскую, будет контролировать мир, ведь это – логистика, международные торговые пути, способность поддерживать свою гегемонию в любой точке земного шара.
Схожая причина (одна из из) привела к столкновению США и Японии в Тихом океане в 1941 году. Застрельщиками, правда, выступили японцы. Однако из раза в раз повторяется типичная схема: кто-то пытается оспорить господство признанной сверхдержавы на море – за этим следует военное столкновение циклопического масштаба. В 2023 году доминирование в водной стихии остаётся не просто таким же важным фактором, как в 1914-м, а, возможно, даже более актуальным. Согласно данным ООН, более 80% (!) всего мирового объёма торговли – морские перевозки.
Для Вашингтона потеря Тайваня равносильна потоплению огромного, площадью в 36 тысяч квадратных километров, авианосца под носом у основного геополитического противника на весь XXI век. Значимость Тайваня превышает для Америки значимость Кубы для советского руководства. Там мы просто "баловались" и "троллили" наших западных партнёров. А здесь сплелись воедино вопрос поддержания американского влияния во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблема производства критически важной микроэлектроники, а также контроля за морскими торговыми путями в Южно-Китайском море (львиная доля от общемировых).
Поднебесная отступать не намерена, она давит и использует тактику "лягушачьих прыжков". Пробует американцев на зубок, всеми действиями показывает, что никакого Тайваня, отдельного от остального Китая, для Пекина не существует. Министерство обороны США приводит статистику нарушения китайскими ВВС так называемой Air Defense Identification Zone – срединной линии, зоны контроля тайваньской противовоздушной обороны.
Залёты китайской авиации через срединную линию – зону работы ПВО Тайваня.
При этом Китайская Народная Республика перестала опасаться прямой конфронтации с самими США. Пентагон отмечает: в период с осени 2021-го по осень 2023-го Соединённые Штаты задокументировали "более 180 случаев принудительных и рискованных перехватов НОАК самолётов США в регионе – за последние два года больше, чем за предыдущее десятилетие". За тот же период НОАК совершила "около 100 случаев принудительного и рискованного оперативного поведения против союзников и партнёров США, стремясь удержать как Соединённые Штаты, так и другие страны от проведения законных операций в регионе".
Третий фронт грядет. Да, нам бы хотелось всего и сразу. Мы можем справедливо возмущаться тем, что, пока наши бойцы мёрзнут в окопах, теряют товарищей, китайцы "готовятся" и нет их подготовке конца и края. Однако если посмотреть на ситуацию глазами внешнего наблюдателя, в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Каждый печётся о своих интересах. Китай с удовольствием наблюдает за распылением сил США в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и хладнокровно готовит кинжальный удар. Тайваньская операция не будет соломинкой, которая сломает хребет верблюду. Скорее, это будет удар массивной кувалдой, причём в самый неподходящий для Штатов момент.
Игорь Лисин