Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность
30 января в «Синема Парк Мосфильм» пройдет спецпоказ триллера Максима Кузнецова «Правда». Актер Кузьма Котрелев, сыгравший в фильме главную роль, рассказал «Снобу» о том, чем отличается искусство от коммерческой продукции.
У вас очень большая семья, восемь братьев и сестер, но актером стали только вы. Почему?
Если глубоко заглянуть в историю моей семьи, можно найти среди предков представителей актерской профессии. Мой прадед Алексей Николаевич Котрелев работал в театре Вахтангова, а мой дядя Тихон учился у Сергея Васильевича Женовача, на том самом курсе, с которого в 2005 году началась история театра «Студия театрального искусства». Однако у дяди с кем-то из коллектива не сложились отношения, и он ушел оттуда, завершив карьеру артиста.
Театр был в моей жизни с самого детства: на Рождество и на Пасху к нам приходили друзья семьи, и мы, дети, вместе с родителями разыгрывали самые разные пьесы. Потом я учился в музыкальной школе, где тоже приходилось часто выступать. Думаю, мой артистический путь был определен очень рано. Можно сказать, что он начался еще в детстве.
Все родственники понимают и одобряют ваш путь?
Мне по большей части безразлично отношение родственников к своему делу. Кто-то интересуется моим творчеством, кто-то — нет. Это нормально. Честно говоря, я мало с кем из близких обсуждал выбор профессии. Меня поддерживает мама, бабушка всегда интересуется моими спектаклями, часто спрашивает о моей работе, о ролях, над которыми я тружусь. Но меня не очень заботит какая-либо оценка родни. Я просто сделал свой выбор и рад, что этому никто не препятствовал.
Не стирается ли для актера грань между реальностью и игрой? Тяжело ли быть искренним в повседневной жизни?
Наверное, у некоторых эта грань стирается. Даже у меня были моменты, когда мне было тяжело отделять себя от персонажа, когда отыгрываемый мной персонаж влиял на мою повседневную жизнь. Но вообще я разделяю творчество и реальность. Мне кажется, такое разделение должно быть у всех актеров, и над этим надо работать. Есть ты — человек, личность, художник, и есть твоя роль, твоя работа. Это разные вещи. Если их смешать, можно стать сумасшедшим — кто в здравом уме будет притворяться другим человеком, уходить от реальности? Я не знаю, сложно ли другим актерам бороться с неискренностью в повседневной жизни, но точно могу сказать, что это очень важно для любого человека. Как минимум, чтобы не утратить себя и не сойти с ума.
А насколько важно, чтобы персонаж, которого вы играете, был чем-то на вас похож?
Я получаю больше удовольствия, если играю таких персонажей — молодых, ищущих себя людей, попадающих в сложные обстоятельства. Когда-то давно я очень хотел сыграть Пер Гюнта, но мое время для этого уходит. Нужно либо играть его прямо сейчас, либо забыть о нем — позже я просто не подойду на эту роль по возрасту.
Обязательно ли получать профессиональное образование, чтобы стать актером? Как точно понять, что у человека есть талант, не требующий огранки в институте?
Я считаю, что киноактеру необязательно иметь образование — есть примеры прекрасных артистов, которые не закончили институт и все равно очень хорошо играют на камеру. Но я знаю, что без образования артисту приходится трудно, даже если ему повезло попасть в съемочный проект. В институте нас учат, например, не сращиваться с персонажами, дают понимание важных технических моментов. Киноактер без образования, как правило, не способен работать на долгой дистанции — он может играть исключительно самого себя, а это амплуа очень быстро иссякает и требуется далеко не везде. Так происходит, потому что у актера нет технической опоры для разноплановых ролей, которую в полной мере дают только в институте.
Боюсь, что не существует точных признаков, по которым можно понять, нужно образование человеку или нет. Об этом можно судить только по конкретным проектам. В одной картине такой актер может проявить себя достоверно, хорошо сыграть свою роль, а в другом фильме, при работе над другой ролью, этот же человек становится совершенно беспомощным и некомпетентным. Поэтому в вопросе наличия или отсутствия образования все зависит от решений режиссера — если он поверил человеку без образования и взял его в свой проект, значит, на эту конкретную роль этот человек годится. Но не факт, что такое произойдет в следующем проекте, куда актер-самоучка придет на пробы.
Какие фильмы вы любите?
Я не очень разбираюсь в сложном кино, больше люблю развлекательное. Один из моих любимых фильмов — «Гладиатор» Ридли Скотта. Мне показывал его папа, когда я был ребенком. Каждые два-три года я пересматриваю эту картину и всякий раз открываю в ней что-то новое. Взрослого меня в этом фильме сильнее всего впечатляет игра Хоакина Феникса — он делает в кадре удивительные вещи.
Мне очень нравится сериал «Наследники», который недавно был отмечен в нескольких номинациях на премии «Золотой глобус». В свое время я был впечатлен сериалом «Озарк», потом — сериалом «Шпион» с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Он играет в нем израильского шпиона Эли Коэна, который в середине прошлого века внедрился в сирийское правительство. Сейчас снимается много качественного кино подобного рода. Среди отечественных новинок я бы выделил сериал «Фишер» про неуловимого маньяка. Это очень необычный и серьезно проработанный проект.
И с мощным актерским составом…
Да, Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко, Андрей Максимов — это очень профессиональные артисты. Еще мне очень нравятся Тимофей Трибунцев и Антон Кузнецов. Сегодня в России появился огромный пласт артистов, которые пытаются создавать что-то на самом деле стоящее. Я могу перечислить очень много имен, достойных уважения, хоть и не могу сказать, что я ассоциирую себя с кем-то из них.
Но все же кто для вас номер один? Хоакина Феникса можно назвать вашим образцом для подражания?
Безусловно, есть артисты, на которых я бы хотел быть похожим, — и, в частности, на Феникса. Но у него совершенно другая органика, мы не можем быть похожими друг на друга. И я вообще не думаю, что существуют какие-то общие актерские школы и схожие творческие манеры. Мне кажется, что есть просто хорошие, честные, живые и убедительные артисты, которые иногда могут чему-то учиться друг у друга, и есть другие артисты — не очень живые и не очень хорошие, которых нельзя научить чему-то важному.
Вы снялись в фильме «Правда». Чем он отличается от привычных криминальных триллеров отечественного производства?
Мне сложно сказать — я еще его не видел, впервые посмотрю только на премьере 30 января, вместе со всеми. Сильно волнуюсь, но надеюсь, что «Правда» — все-таки действительно необычный фильм.
Кого вы сыграли?
Я играл Женю — освободившегося из тюрьмы парня, который знает одну тайну, но боится ее рассказывать, потому что за это может снова поплатиться свободой. Мне было очень интересно работать над этой ролью. Это был большой творческий вызов для меня, как для актера. Весь фильм — это история, выстроенная на переживаниях моего персонажа. Мой герой находится в поиске себя, пытается понять свое место в мире, ищет применение своей жизни. В итоге он проходит путь от полной неуверенности в себе до предельного понимания мира и взаимосвязи всех вещей вокруг. Этот фильм — не совсем триллер. Это скорее психологическая драма. На первом месте здесь — человеческое смятение, экзистенциальная глубина. Мой герой ощущает вину обычного человека перед миром, перед обществом, и вся история выстроена вокруг его главного конфликта — он то принимает эту вину, то пытается от нее отказаться.
Что отличает настоящее кино, произведение искусства, от коммерческого продукта? К какой категории вы бы отнесли фильм «Правда»?
Конечно, я отнесу этот фильм к категории искусства. Я не хочу и не могу говорить плохо про свой фильм, потому что точно понимаю: это не развлекательное кино, эта работа — не для всех.
По-моему, художественное кино отличается от коммерческого наличием высказывания. Это главный критерий, по которому можно отличить любое настоящее искусство от коммерции или глупости. За подлинным искусством всегда стоит личность, которая хочет что-то сказать миру. Работая над ролью Жени в «Правде», я сильно выложился, внес в этого персонажа что-то от себя. Надеюсь, это сделало фильм более живым.
Беседовал Алексей Черников