Травля, угрозы и фото 18+: что на самом деле происходит в детских чатах
Часто эта сфера закрыта для родителей. Тем не менее в детских чатах обсуждаются не только «детские глупости», как думает большинство родителей, а встречается и вполне серьезный буллинг, и недетские темы, и мат. И кроме того, бывают и опасные ситуации, в которых дети из-за отсутствия опыта не видят угрозы, не понимают последствий.
Что на самом деле там происходит, как на это реагировать, стоит ли контролировать детское виртуальное общение, возможны ли санкции – разбираемся с родителями и экспертами.
«Укуси меня пчела!»
У дочери Евгении Земцовой из Рязани чаты появились в третьем классе, сейчас она в пятом. «Их несколько, они множатся в геометрической прогрессии. Например: чат «5 класс», чат «Лучшие 5 класса», чат «Девочки 5 класса», чат «Чат без Миланы»… Я просматриваю эти чаты, могу взять и перечитать всё ночью, пока дочь спит. Дочка знает об этом, но я стараюсь не читать при ней, чтобы это не выглядело, как какой-то надзор».
Однажды дочь подошла заплаканная и испуганная. На вопрос «что случилось?» ответила, что один мальчик из чата попросил ее прислать интимное фото. Евгения удалила этот чат и рассказала дочке, что это неприемлемо. Но дочь и сама поняла, что это плохо.
«Контролировать детское общение в чатах или нет – личный выбор каждого родителя, – говорит клинический, детский и семейный психолог Светлана Алексеева. – Но нужно понимать, что когда вы передаете ребенку ответственность за что-либо, вы не освобождаетесь от последствий».
Еще до того, как у ребенка появится собственный телефон, обсудите с ним такие явления, как буллинг, распространение запрещенных фото и видео, оскорбление и унижение достоинства. Он должен понимать не только свою ответственность, но и неправоту других участников, если они переходят границы. И должен знать, как он может себя защитить.
Если вы собираетесь контролировать переписки, скажите ребенку, что вы будете просматривать чаты. Договоритесь, с какой периодичностью и каким образом это будет происходить – будете ли вы спрашивать разрешения или будете брать телефон когда считаете нужным. Однако в первом случае есть вероятность, что ребенок будет удалять отдельные сообщения, и мероприятие отчасти потеряет смысл.
Объясните ребенку, что вы это делаете не ради желания контролировать и не из любопытства, цель – убедиться, что это безопасное общение, как для него, так и для семьи в целом. Если он дорос до использования гаджета, значит, дорос и до информации, чем чреваты действия в интернете.
У сына Елены Платоновой из Оренбурга первые чаты появились вместе с первым смартфоном. «Это было в первом классе, тогда дети общались голосовыми сообщениями и видеозвонками», – рассказывает она. По словам Елены, корректность общения легко отследить, когда ребенок записывает голосовые сообщения – всегда можно понять общую направленность и атмосферу чата, где он общается.
Елена считает, что ребенок 7-8 лет еще не имеет привычки прятаться от родителей с телефоном, он не разделяет свое общение на плохое и хорошее, не скрывает от мамы, даже если в чате, например, есть мат. Это идеальное время, чтобы реагировать на любые негативные проявления детского чата, объясняя ему, что не так.
В целом Елена убеждена, что чаты – это хорошо, так как многие друзья сына живут далеко, и так у них есть возможность поддерживать общение. Но, конечно, могут проскальзывать «нехорошие слова». «Сын скоро войдет в подростковый возраст. И он уже может услышать и потом применить какие-то плохие слова. Я напоминаю о том, как не стоит выражаться и почему. Открываю интернет, нахожу значение слова, показываю ему. Спрашиваю – как он думает, честные и добрые люди могут так говорить? Сын спрашивает меня – а как тогда можно заменить плохое слово? Вместе ищем подходящие варианты».
В мультфильме «Смешарики» герой Копатыч недоумевая или раздражаясь говорит «Укуси меня пчела». Сын Елены сейчас использует это выражение, заменив им все другие плохие слова, которые он знал.
Не можешь избежать – возглавь
«Я сама создавала школьные чаты для своего класса, – рассказывает Елена Мочалова, учитель начальных классов, город Екатеринбург. – Заранее сказала ребятам, что это чат для обмена важной информацией, чтобы все были в курсе».
Елена старается указывать детям на моменты в чате, где общение становится бессмысленным и токсичным. Например, она говорит, что на провокации и на желание поспорить реагировать не нужно. Если же реакция все-таки присутствует и завязывается спор, Елена закрывает комментарии. Это помогает ребятам приходить в осознанное состояние и понять, что они перегнули палку, поэтому наступили санкции.
Взрослые с удивлением замечают, что дети общаются в чатах странно, будто не видят, что пишут собеседники: не поддерживают сообщение предыдущего участника, переводят разговор на себя, переключаются на другие темы, могут сумбурно и обильно выкладывать мемы или картинки, не несущие никакого смысла.
По словам психолога Светланы Алексеевой, раньше, до появления интернета, общение между детьми было другим, потому что не было такого явления, как чат и переписка в нем. У нас, их родителей, бабушек и дедушек, телефоны появились уже во взрослом возрасте, когда коммуникативные навыки были хорошо развиты хорошо, а сейчас чаты и переписки появляются у детей в раннем возрасте, когда еще не сформированы до конца мышление и умение общаться. Обратите внимание на степень развития коммуникативных навыков вашего ребенка. Насколько он способен заводить дружбу? Может ли мирно разрешать конфликты с другими или часто занимает обвинительную позицию или позицию жертвы?
Со временем умение общаться разовьется, но вы если хотите помочь, обратите внимание на пособия и книги, где написано об эмоциональном интеллекте – именно от него зависят коммуникативные возможности.
Однажды одноклассники хотели удалить из чата мальчика, который в классе часто привлекает к себе внимание неуместным поведением – кривляется, ведет себя как шут, но при этом никого не трогает, не смеется над другими, а себя выставляет в таком свете, что над ним все начинают смеяться. При этом в чате Слава никак не проявлял себя, ничего не писал.
Елена объясняла школьникам, что выгонять из компании человека только потому, что он «не такой» – неправильно. Так и любого другого можно удалить – всегда найдется повод, к чему можно придраться.
Однако буллинг – это далеко не единственная опасность, с которой может столкнуться ребенок, состоящий в детском чате.
«Отправь это сообщение десяти друзьям, или ты умрешь»
Дочь Ксении, второклассница Маша, пришла домой из школы напуганная: в их чате без учителя кто-то из ребят запостил фотографию «страшной девочки» Момо.
Картинка сопровождалась текстом примерно следующего содержания: надо переслать это сообщение десяти друзьям, а если ты не перешлешь, то вся твоя семья умрет, и ты умрешь, но если перешлешь, то всё будет хорошо.
«Я не могла сдержать радостного восклицания, когда услышала о том, что надо сделать, – ведь это же старые добрые письма счастья из нашего детства, которые клали в почтовые ящики, помните? – рассказывает Ксения. – Их надо было переписать сто раз, иначе быть беде». Однако когда она увидела, что ребенок не на шутку напуган, то ей стало не до смеха.
Дочь отказывалась заходить в темную ванную, не хотела ложиться спать даже с ночником, всё время возвращалась к этой теме. Родителям пришлось потратить немало времени и творческой энергии, чтобы убедить Машу, что Момо – это выдумка, и что не надо рассылать это сообщение всем друзьям.
Момо, или челлендж Момо – появившийся в WhatsApp в 2018 году и получивший широкую известность челлендж (задание снять и загрузить в интернет ролик), а также связанная с ним городская легенда. Участникам челленджа предлагалось выполнять различные задания, в том числе экстремальные и связанные с риском для психики и даже жизни. У истоков появления челленджа и городской легенды, как предполагается, находится имя персонажа книги немецкого писателя Михаэля Энде «Момо, или Странная история о ворах времени и о ребенке, который возвращал украденное время людям» (1972), и выставлявшаяся на короткое время в одной из частных художественных галерей Японии скульптура местного фольклорного персонажа Матери-птицы.
Психолог Ирина Пегова дает конкретные рекомендации о том, что делать, если вашего ребенка напугало сообщение в переписке. «Если речь идёт о срочной помощи, то алгоритм следующий: выключить все источники (телевизор, телефон), сесть рядом с ребенком, смотреть ему в глаза и говорить фразы, которые помогут ему «заземлиться»: «Твои ножки стоят на полу, ты дышишь» и т. п. Проговорите с ребенком, что сейчас он находится в безопасности».
Второй этап, когда ребенок успокоился, – поделиться своими историями. Здесь как раз уместно рассказать о «письмах счастья», о том, как вы их никому не пересылали – и ничего плохого не случилось, вспомнить, чего вы боялись в детстве и как с этим справились.
Если вы видите, что в психике ребенка поселился страх, он продолжает бояться — не хочет спать один, избегает темных мест и так далее, организуйте встречу с детским психологом.
«Вот что я о вас думаю»
«Однажды мой сын пришел и сказал, что его приятель поменял аватарку общего классного чата, где были и другие дети, но не было взрослых, на неприличное фото. Я попросила показать. То, что я увидела, повергло меня в шок», – рассказывает Елена из Москвы.
На фото был мальчик, который сфотографировал, как он справляет нужду в унитаз. По словам сына Елены, когда он сделал эту фотографию картинкой чата, это был жест «вот что я думаю о вашем мнении», так как этот мальчик конфликтовал со всеми участниками чата. Елена попробовала поговорить с мамой мальчика, но понимания не встретила.
«Она сказала, что ее сын ни в чем не виноват, что другие дети его доводят и провоцируют. Я пыталась донести до нее мысль, что в этом чате есть девочки и что такие фото неприличны, но она стояла на своем – ее сын не сделал ничего ужасного», – вспоминает Елена.
Дети часто не понимают, что действия такого рода – это не только шалость, но и, как в описанном случае, – правонарушение. Юрист и медиатор в досудебном урегулировании споров Татьяна Поверенных из Бузулука объясняет, как правильно реагировать в подобных ситуациях:
«Последствия для ребенка, который выложил свое фото 18+ в сеть, могут быть самыми разными: от постановки на профилактический учет до направления в психоневрологический диспансер на обследование. Если ребенку уже есть 14 лет, то мера наказания может быть еще серьезнее – административная или уголовная ответственность.
Если вы ознакомите с этой информацией его родителей, они наверняка примут меры, чтобы подобное не повторялось. А если вдруг вы видите в чате ребенка фото 18+, нужно этот чат удалить, все фотографии вычистить из памяти телефона, а также связаться со всеми родителями детей, которые были в чате, чтобы те проверили свои телефоны, потому что если вдруг фото обнаженного ребенка, его половых органов и т. д. утечет в сеть, то для его родителей может возникнуть уголовная или административная ответственность. И если кто-то из других родителей обратится с этими фото в полицию, то кроме полиции к этому происшествию подключатся органы опеки».
«Внимание, ваша школа заминирована»
С конца декабря в России идет волна массовых рассылок по детским чатам – распространяются сообщения о том, что скоро все школы будут заминированы и все дети умрут. Это поднимает панику не только среди детей, но и среди родителей.
Ольга Волкова из Карелии видела эти сообщения в чате у ребенка – сын показал. Также там были ссылки, по которым призывали всех пройти, чтобы узнать еще больше подробностей о предстоящих терактах. Ольга объяснила сыну, что ни по каким ссылкам проходить не стоит – это массовые сетевые атаки, чтобы посеять панику.
Юрист Татьяна Поверенных также столкнулась с таким явлением. О рассылках она узнала от подруги, которая скинула ей скрины сообщений из чата дочери. В этих сообщениях было написано, что теракты пройдут во всех школах города. Татьяна написала о рассылке директорам школ и в УФСБ г. Бузулука.
«Даже если это фейк, я обязана так среагировать. Родителям во взрослые чаты я не писала – это лишняя паника и суета, которая ничего не решит и не даст. Но обратиться в контролирующие органы – это была моя обязанность и как мамы, и как человека с юридическим образованием».
Татьяна напоминает, что по закону человек будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему «фактах совершенных или готовящихся преступлений в сфере терроризма и смежных с ним деяний (захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования, угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта, незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, нападение на дипломатические представительства, международный терроризм)».
Однако, по словам Татьяны Поверенных, за большинство преступлений, кроме терроризма, нет ответственности за несообщение. Но полиция, как правило, быстро определяет, кому было известно о готовящемся преступлении, и ребенок может оказаться сразу в статусе подозреваемого.
Обычно на комиссии по делам несовершеннолетних все родители говорят, что они ни сном ни духом не знали, о чем дети общались в чатах, и думали, что они обсуждают мультики и природу, а не, например, травят одноклассника. Однако незнание не освобождает от ответственности. А закон гласит, что до 18 лет ребенка родители обязаны знать, чем живет их ребенок. Именно на родителях все юридические последствия.
В любой ситуации, где информация из детского чата вышла за пределы чата и возник резонанс, родителям «виновника» следует опасаться: опеки, полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, наказания за административное нарушение, если ребенок еще не достиг 14 лет, в крайних ситуациях – даже лишения родительских прав. После 14 лет перед законом будет отвечать сам ребенок, не родители.
«Когда ребенку в руки выдается смартфон и он начинает общаться в интернете, ему надо объяснить, что в любых случаях, где есть призывы к насилию, агрессии, физической расправе, необходимо сказать об этом маме или папе. Родитель же в свою очередь оценивает всю ситуацию, ее общественную или личную опасность для ребенка и дальше решает, куда сообщать – в администрацию учреждения, где учится ребенок, или в полицию», – говорит Татьяна.
Нарушители младше 14 лет тоже не уйдут от ответственности. Их дела рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних, которые могут принять решение «о применении мер воздействия» – например, о постановке на учет в КДН.
Многие родители переживают, что если из-за их ребенка какая-то ситуация, произошедшая в чате, выйдет наружу, то ребенка будут считать ябедой и доносчиком.
Но здесь стоит четко понять самому и проговорить это ребенку – все последствия за ситуацию берут на себя родители как взрослые люди. Не ребенок должен сообщать в администрацию школы или полицию. Его задача – рассказать родителю. А родитель принимает решение, исходя из всей ситуации, и уже в дальнейшем выступает от своего имени.
Можно сказать, что это мама взяла телефон и посмотрела, а ребенок об этом не знал.
Однако чаще всего выход не в ужесточенном контроле, а в развитии у ребенка необходимых навыков, норм общения, понимания границ и так далее. Есть специальные курсы и тренинги, пособия и упражнения, но самый надежные и проверенные веками инструменты воспитания и коррекции поведения – общение и доверие. Понимание того, что можно, а что нельзя, приходит само собой, если вы вместе смотрите фильмы, читаете книги и обсуждаете их. Очень важно анализировать на живых примерах, почему в сюжете происходит именно так, а не иначе, в чем герои правы и неправы и так далее.
И, в конце концов, это не только полезно, но и просто здорово.
Иллюстрации Варвары ГРАНКОВОЙ
Запись Травля, угрозы и фото 18+: что на самом деле происходит в детских чатах впервые появилась Милосердие.ru.