«ГДР» — территория заблуждений
На этой неделе на НТВ начался показ сериала «ГДР», а полностью он уже доступен на платформе Wink. Действие разворачивается в Восточном Берлине в 1989 году накануне падения Берлинской стены. Наверное, можно было бы снять обычный шпионский боевик, где схлестнулись разведки СССР, США и ГДР. Но создатели сериала говорят: в обществе, в первую очередь у нынешних 40-летних, появился запрос на переосмысление тех событий. Когда развалился Советский Союз, они были еще детьми и ничего не понимали в происходящем. Поэтому наравне с разведчиками действующими лицами сериала стали Горбачев, Шеварднадзе, Яковлев, Язов, Ельцин, Хонеккер.
Конечно, политическая линия важнее шпионской, но разве кто-то будет сейчас смотреть кино про Горбачева, если в нем нет взрывов, драк, детективной составляющей и героев, которым сопереживаешь? Не за политиков же, разваливших Союз, волноваться! Особенно людям старшего поколения…
Так, бывший лидер чувашских коммунистов Валентин Шурчанов иначе как предателем Горбачева не называл, а бывший первый секретарь обкома КПСС Александр Петров — мечтателем, потому что большинство из задуманного им не сбылось. Но справедливости ради в своих воспоминаниях Петров отмечал, что «в отличие от своих предшественников Горбачев не засиживался в Кремле, встречался с тружениками городов и сел, обсуждал с ними животрепещущие вопросы». В конце 90-х годов, решив баллотироваться в президенты России, Горбачев приезжал в нашу республику, выступал в прямом эфире Чувашского телевидения, встречался с чебоксарцами в одном из ДК и в филармонии. Первый президент Чувашии Николай Федоров не чинил ему никаких препятствий, хотя вспоминал, что ему тогда звонили «из кремлевской администрации, намекали, что эту поездку следует игнорировать. Но не поприветствовать отца перестройки было бы неприлично».
Горбачев и его окружение
Надо отдать должное сценаристам «ГДР»: все пазлы сложатся, в последней серии две линии — политическая и шпионская — пересекутся. Советский разведчик Александр Нечаев предстанет перед Горбачевым и передаст кассету, ради которой он рисковал всем, что у него есть. А Горбачев эту запись даже не станет слушать… Возможно, у создателей фильма не было такой задачи, но складывается ощущение, что последний генсек ЦК партии (в тот момент он еще не был президентом СССР) показан с сочувствием. Они словно оправдывают его перед зрителем. Каким искренним он был в своих заблуждениях: слишком уверовал в то, что именно Советский Союз вершит судьбы Европы, что мы, а не Америка, поможем построить общеевропейский дом. Эту мысль ему последовательно внушали Шеварднадзе, Яковлев и Раиса Максимовна. А настоящие политические решения в это время принимались в Германии за спиной Горбачева. Он потом поймет это, но ничего не сделает.
В сериале на приеме по случаю 40-летия ГДР глава республики Хонеккер предупреждает, что если с карты исчезнет его республика, следом не станет ни Советского Союза, ни Варшавского договора, ни самого Горбачева. Тогда он казался старым коммунистом, боявшимся перемен, сейчас эти слова звучат как пророчество. Узнав от главы МИДа Шеварднадзе, что Чехословакия может распасться на два государства, министр обороны, маршал Язов спрашивает: «Не получится ли так, что мы останемся с демократическими ценностями, а весь соцлагерь просрем?» Горбачев в фильме вскипает, как чайник, и из серии в серию повторяет, что пришло новое время, нельзя жить по-старому и его миссия — нести эти перемены. Главный змей-искуситель здесь Шеварднадзе. «Ты поможешь им объединиться, а они в благодарность дадут нам все, что мы захотим», — говорит он про немцев, намекая на развитие в ФРГ современных технологий. Или рассуждает про расширение Северо-Атлантического альянса: «НАТО существует как противовес Варшавскому договору. Не будет его, не будет и НАТО. С кем НАТО воевать?» Спустя 35 лет эти слова вызывают лишь горькую усмешку. А «благодарность» Европы, особенно Германии, мы сейчас ощущаем в полной мере.
Не знаю, удачен ли выбор на роли Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Виталия Коваленко и Мадлен Джабраиловой. По сравнению с тем, что происходит с сотрудниками КГБ в Восточном Берлине, диалоги супругов кажутся какими-то искусственными. Да, Коваленко сумел передать акцент Горбачева и его интонации, но глаза актера никаких эмоций не выражают. Реальная Раиса Максимовна производила впечатление настоящей первой леди. А здесь этого нет, у Джабраиловой она домашняя советчица мужа. Ни прическа, ни модные наряды, ни раздражающие голубые тени на веках не помогают принять такую Раису Максимовну, если изначально актриса по своей энергетике не подходит на эту роль.
Майор КГБ в Восточной Германии
Зато Александр Горбатов на своем месте — наверное, сценарий писали под этого актера. Его майор Нечаев склонен к импровизации и напоминает капитана Сазонова в сериале 2022 года «Художник». И там, и здесь у Горбатова амплуа героя-одиночки, спасающего мир: «до выстрела не падаем», и он не спешит посвящать напарников в свои планы. В Сети уже высказывают мнения, что не просто так именно перед выборами нам показывают сериал, где главный герой — советский разведчик в Восточной Германии. Получив контузию при взрыве машины заместителя главы МИДа ГДР Карла Майерса, выжив в драке с американской резидентурой, Нечаев переходит на шепот. И будет говорить в этой раздражающей манере до конца сериала. Понятно, что иной шепот послышнее крика будет, но здесь разведчика подвели звукорежиссеры. За счет высокого уровня окружающего шума (звуков улицы, машин, музыки) Нечаева местами не слышат не только те, кто его прослушивает, но и зрители.
Интересный режиссерский ход, когда окартинивают ход мыслей героя. Нечаев как будто возвращается на место преступления и со стороны наблюдает за своими действиями и логически воссоздает то, что могли делать там другие. История, в которой важен каждый эпизод: что-то не расслышишь, пропустишь и потом сложно понять дальнейшие события, а их очень много — все-таки 14 серий. Петля на шее зрителя затягивается все туже где-то к середине сезона, и ты уже не можешь выключить серию на финальных титрах, нужно знать, что дальше.
В погоне за архивом Штази
Интрига сериала основана на реальных событиях: ЦРУ нужен архив Штази — министерства госбезопасности ГДР. Не та огромная масса документов с досье почти на каждого жителя республики, а список агентов, внедренных в капиталистические страны, в том числе США. Создатель этого списка — один из высших офицеров Штази Маркус Вольф, выйдя в отставку, надежно его спрятал. Исторический факт — часть этих материалов ЦРУ все-таки получит. И скажет, что этот секретный архив из Германии вывезли советские спецслужбы, а потом передали или продали Америке. И в нашей стране этому поверят: Горбачев и Ельцин так стремились в объятия Запада, что могли сделать такой «подарок» американским «партнерам».
Еще 20 лет назад в интервью «Российской газете» тогдашний руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России Борис Лабусов защищал честь своего ведомства: «Версия ЦРУ не является для нас чем-то новым. Это очередная попытка создать информационную «дымовую завесу» для прикрытия операций американских спецслужб против своих союзников. У СВР никогда не было и нет оснований сомневаться в полной непричастности кого-либо из представителей советской и российской внешней разведки к попаданию архивов Штази в руки американских спецслужб». В общем, дело ясное, что дело темное. И зная эту предысторию, смотреть сериал еще интереснее: какую версию выберут его создатели?
Генерал КГБ Черных (Олег Фомин) подозревает Нечаева в том, что он завербован ЦРУ, тем более, у разведчика есть веский повод, найдя архив, отдать его американцам. Резидентура ЦРУ в Восточном Берлине похитила его супругу Светлану (Дарья Урсуляк), которая служит в первом отделе КГБ, занимается разработкой каналов связи с советскими агентами за рубежом и является невыездной. Но Черных против всяких правил отпускает сотрудницу в ГДР объясниться с мужем, поскольку Нечаев подозревает ее в измене с другом и начальником Юрием Ждановым (Александр Голубев). В общем, на фоне шпионской истории разворачивается еще и семейная. И если Светлана — образец доверия и преданности мужу, то Александр ей не верит и изменяет сам.
Для меня так и осталось вопросом: любит ли он жену или спасает от американцев как свою коллегу, боевого товарища, обладающего ценной информацией? В отношениях с женщинами Нечаев просто айсберг, жесткий и холодный. Удивляет и в то же время восхищает поведение Светланы. Когда резидент ЦРУ предоставляет ей доказательства супружеской и государственной измены Саши, она все равно верит в порядочность мужа. На ее фоне немка Ингрид (Линда Лапиньш), осведомитель Штази, с которой у Александра случился роман, выглядит более яркой, сексуальной и решительной. Плохие девчонки всегда привлекательнее хороших, и становится действительно интересно, кого же выберет Нечаев. И лишь последние серии открывают глаза на обеих женщин.
Комбинации кубика Рубика
Вообще вопрос доверия в любви, дружбе, совместной работе ставится в фильме много раз, потому и истории с предательством уделено достаточно экранного времени. В определенный момент Нечаев понимает, что среди его коллег есть «крот», сливающий информацию ЦРУ, и к поискам архива Вольфа добавляются еще и попытки вычислить предателя. Под подозрение попадает каждый из группы Нечаева.
Еще один пласт, поднятый в сериале — работа обычных людей на спецслужбы, проще говоря, стукачество. В октябре 1989-го в Штази числилась 91 тысяча штатных сотрудников и 624 тысячи осведомителей! История Ингрид — как раз пример того, как легко согласиться на такое сотрудничество и как потом невозможно соскочить с этого крючка. И ты уже не волен распоряжаться своей жизнью. Даже после падения стены и фактической ликвидации Штази.
Получился сериал-головоломка с визуальным символом — кубиком Рубика, который фигурирует в начальных титрах и то и дело появляется в руках Нечаева. Он крутит его, пытаясь понять выстроившуюся комбинацию: кто свой, кто чужой, и как свои оказались на стороне чужих.
Когда дело касается спецслужб и высшего руководства страны, сложно разобраться в исторической достоверности сюжета, но, как говорится, за попытку спасибо! Учитывая сегодняшнюю ностальгию по СССР тех, кто родился в Союзе, но не успел в нем пожить, понятно, что такие фильмы продолжат снимать. И «ГДР», и вышедший полгода назад «1993» — лишь первые ласточки, своего рода разведчики, прощупывающие почву. Можно ли говорить с современным зрителем на политические темы, и получится ли объективно показать события недавнего прошлого, задевшие каждого жителя СССР и повлиявшие на мировой расклад, который мы имеем сейчас?
ИЗ АРХИВА «СЧ»
В Чебоксарах бывшего Президента Советского Союза встречали очень тепло. «На встрече с Михаилом Горбачевым в концертном зале филармонии народу было больше, чем на концертах недавно посетившей Чебоксары суперпопулярной группы «На-На», — писал обозреватель «СЧ» Олег Горчаков. — Большая часть студентов, пришедших на встречу, отзывалась о Горбачеве с чувством неподдельной приязни: «Это был первый культурный образованный правитель в советской России…»
На встрече Горбачев произнес вдохновенную речь в защиту свой жены Раисы Максимовны и права всех женщин быть везде со своими мужьями, не теряя при этом собственного лица. «…Я был категорически против того, чтобы жена даже на официальных церемониях стояла на 15 метров поодаль от меня, — говорил Михаил Сергеевич. — Это было бы унизительно для нее». И добавил: «Многим не нравилось, что со мной всегда была Раиса Максимовна. Вот если бы я летал с любовницей, все были бы довольны — мол, это по-нашему, по-советски…» Зал взорвался аплодисментами».
«Советская Чувашия» от 31 октября 1995 года.