Близких он просил только об одном: "Дайте мне прожить мою жизнь!"
Рассказывать о Героях дня сегодняшнего одновременно и очень сложно, и очень легко...
Сложно, потому что порою их деятельность укрыта пологом секретности и хранится за семью печатями, информации в открытых источниках крайне мало, а описываемые факты зачастую противоречат друг другу. Легко же потому, что их жизненный путь и поступки могут вызывать лишь восхищение и гордость, говорить о них можно бесконечно долго, раскрывая всё новые и новые грани личности.
Герои в жизни, они не такие, как в кино. Нет горы мускул и гротескного волевого подбородка, колючих глаз и плотно сжатых губ. Глядя на фотографии Героя Российской Федерации подполковника Антона Копейкина, видишь добродушного и уверенного в себе мужчину с открытым взглядом и теплой улыбкой. Любящий сын, заботливый муж и отец. Патриот своей Родины.
Жаль, что судьба отвела ему совсем немного времени: 43 стремительных года, посвященных служению Отчизне.
Помните знаменитую песню из кинофильма "Офицеры", написанную советским композитором Рафаилом Хозаком на стихи Евгения Аграновича и ставшую негласным гимном своего времени?
От героев былых времен не осталось порой имен, —
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним...
Чтобы имена Героев навсегда оставались в памяти народа, мы на канале "Сквозь время и расстояния", рассказываем их историю. И сегодня говорим о сотруднике Управления "В" ("Вымпел") Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, подполковнике Антоне Геннадьевиче Копейкине. Его позывной: "Алтын"...
Наверное, иной судьбы у Антона Копейкина и не могло быть. Волевой, целеустремленный, в хорошем смысле азартный, он спешил жить. Шел своим путем. Смертельно опасным, но иначе не мог. Сколько раз изматываемая постоянными переживаниями мама, Ольга Сергеевна, говорила ему: поменяй работу!
А он иногда сердито, а порой с веселым лукавством - в зависимости от усталости и настроения - постоянно отвечал:
Родители, дайте мне прожить мою жизнь. Короткую ли, длинную ли, но мою!
И им становилось нестерпимо горько. Но в семье Копейкиных чужой выбор всегда принято было уважать. Потому каждую командировку переживали, мучились, молились о спасении и с нетерпением ждали следующей встречи. О его службе не знали практически ничего: Антон был немногословен, как и положено мужчине, да и говорить о задачах, которые государство ставит перед ЦСН ФСБ, не принято - там многое ещё долгое время останется под грифом "секретно". Но понимали, что каждый выезд он ходит "по краю". Неслучайно был награжден двумя орденами Мужества и орденом Суворова, медалями «За отличие в борьбе с терроризмом», «За храбрость», «За доблесть», «За отличие в специальных операциях», «За отличие в военной службе» , «Снайпер спецназа», «За отвагу».
Такие награды просто так не вручают.
Будущий Герой родился 6 июня 1977 года в Белгороде. Когда сверстники еще ходить и говорить учились, он уже с головой окунулся в спорт. В четыре года уже начал ездить в спортивные лагеря. Не потому что заставляли, а самому хотелось. С малолетства чувствовал, где драйв, где трудности и победы - туда и рвался. Да и как иначе, если отец - педагог, спортсмен, все свои силы отдававший детям, проработавший тренером в белгородской средней школе № 10 и детской спортивной школе № 2.
Всюду вместе. Всюду рука об руку, как лучшие друзья.
В лагере лес, речка, чистый воздух… В общем рай, - вспоминал в одном из интервью Геннадий Александрович. - Постоянно брал его собой. Так он и втянулся. Потом на всех соревнованиях вместе. Мы были очень дружны...
Они до последнего оставались близки.
И до сих пор родители находят утешение в бережно хранимых дипломах сына, вырезках из старых газет, посвящённых его первым спортивным успехам. Вспоминают, как это было и чего это стоило. Потому что в успехах ребенка всегда львиная доля родительского труда. И они прошли тот путь вместе.
По окончанию белгородской гимназии №1 в 1992 году Антон поступил в Педагогический колледж на спортфак. Хотел пойти по стопам отца, но быстро понял, что не его это, быть учителем. Профессия уважаемая, но Антон мечтал об ином.
"Антон" ведь с древнегреческого переводится как "сражающийся, тот, кто вступает в бой". В итоге забрал документы, отдал в Высшую школу милиции, – вспоминал Геннадий Александрович Копейкин.
Нашел себя Антон в милицейском спецназе. В СОБРе. Настоящая работа для сильных мужчин. Оперативники говорят, что на "тяжелых" - так именуют их на профессиональном сленге - всегда можно положиться. Их жизнь - война без конца и без края. Постоянное существование на незаметной обществу границе между светом и тенью, где они выступают защитниками, а порой и карающим мечом, и судьей. Это люди, чья судьба – встречать врага лицом к лицу. Долг которых – сломать врага, взять живым, а то и уничтожить. А если надо, то лечь на амбразуру, чтобы остановить абсолютное и всеобъемлющее зло.
В составе белгородского СОБРа Антон Копейкин многократно направлялся в Чечню, принимая участие в контртеррористической операции, и получил свою первую награду - медаль "За отвагу". И как истинный спортсмен стремился взять новую высоту. Мечтал войти в элиту спецназа, хотел попасть в состав легендарного "Вымпела".
Шанс выпал в начале 2000-х.
В Центр специального назначения ФСБ всегда существовал жесткий отбор. С улицы туда никогда не брали: требовалось получить хорошие рекомендации, пройти испытания и собеседование с коллективом, где каждый боец имеет право задать любой вопрос, и от того, как ответит соискатель, зависит его будущее. В "Вымпел" попадают только лучшие, только те, кто пройдя все возможные барьеры убедит будущих сослуживцев, что на него можно положиться.
Антон знал, что будет тяжело. Но от мечты не отступился.
Он же туда поступил только со второго раза: там жесточайшие экзамены. Это элитное спецподразделение, – вспоминал Геннадий Александрович. – Физически сын был, наверное, на две головы выше всех поступающих. Но там нужно выдержать определённое время на ринге. Первый раз упал – стал брать уроки бокса. И второй раз уже отстоял шикарно...
Началась совсем другая жизнь, полная трудностей и опасностей. Антон считался одним из лучших снайперов в 7-м отделе Управления "В". Задачи были самые разные, частые командировки, границы и страны. А домочадцы терпеливо ждали и верили в лучшее. Потому что Антон всегда возвращался. Иначе быть не могло.
Тогда телефонов сотовых не было… Представьте наше состояние! Переживания были невероятные, – вспоминала Ольга Сергеевна. – Где он только не был за время службы. Поначалу ездил в командировки на три дня, на неделю, а потом уже по месяцам. В Сирию уезжал на три месяца. В Афганистане два месяца был, охранял наше посольство. Спрашивали всегда: "Сынок, куда?" Отвечал: "Меньше знаешь, крепче спишь!" Как‑то сказал: "Может, придёт время и я всё вам расскажу". Но оно не пришло...
Он много где был. Многое видел. Во многом участвовал. Но война не сделала его черствым. Скорее наоборот. Столкнувшись с изнанкой человеческой жизни, не раз заглядывая в глаза смерти, Антон необычайно ценил жизнь и простые отношения. В нем не было заносчивости Рэмбо, зато душевного тепла хватало на всех. Готов был обогреть каждого, помочь, чем может.
Будучи человеком верующим, Антон посещал один из московских православных приходов, куда привозят детей-инвалидов, и всегда после службы развозил их по домам. Советовался с батюшкой, просил благословения на дела новые.
Он всегда становился центром притяжения, был очень жизнерадостным, и друзья в нем души не чаяли.
Спорт, с которым дружил с детства, Антон Копейкин не бросил и в зрелом возрасте. Посмотришь на него и не подумаешь, что перед тобой настоящий Герой. Вроде бы простой парень, каких вокруг море. Вот как о первой встрече с ним рассказывал его близкий друг, с которым они познакомились в зале:
На одну из тренировок пришел он... Я до сих пор помню, как Антон выглядел в тот день. На нем были черные шорты с сербской символикой, черное термобелье и красные кроссовки Reebok Nano Х2... И в конце того дня мы обменялись номерами, и началось общение, которое переросло в дружбу... Есть друзья, с кем проводишь много времени, а с ним в силу специфики работы и его длительных командировок я был невероятно близок духовно. Где бы Антон ни находился, я чувствовал, что он рядом. После его смерти из меня словно кусок вырвали, и его никогда не восполнить. Это был человек такой энергии… В нём сочетались небывалая доброта, невероятная сила воли, самоотдача, юмор, желание помочь, обострённое чувство справедливости и нетерпимость к слабости в поступках. Он был честным и открытым, всегда всё говорил в глаза. Мы часто мечтали, как будем жить, когда он закончит службу, как разбогатеем и построим дома рядом...
Но мечте этой не суждено было сбыться.
Предчувствовал ли подполковник Копейкин, отправляясь в разгар ковидного 2020 года в очередную командировку в Сирию, что она станет последней? Как знать... Но тогда все пошло не так, как обычно. Злосчастный COVID, поразивший весь мир, задержал его в Москве на две недели. Из-за болезни духовник не смог благословить его на поездку. Пришлось обратиться к другому батюшке.
Случайность? Или недоброе предзнаменование?
Антон Геннадьевич Копейкин погиб при исполнении служебных обязанностей на территории Сирийской Арабской Республики 22 июня 2020 года. И до сих пор близким неизвестны подробности его смерти.
На похоронах нам выразили соболезнования. Генерал сказал: "Будем представлять его к самой высокой награде – званию Героя РФ". На поминках я задал ему вопрос о смерти Антона. Он посмотрел и сказал: "Ваш сын геройски погиб с оружием в руках, защищая интересы государства, а значит, и ваши тоже". И по сей день мы больше ничего не знаем, – с грустью говорил Геннадий Александрович.
Закрытым Указом Президента Российской Федерации в 2020 году за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковник Антон Геннадьевич Копейкин посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.
В память о погибшем Герое его именем назван Центр тактико-специальной подготовки казачьей молодёжи «Пластун» в посёлке Репное Белгородского района Белгородской области. Там же установлен памятный знак с фотографией Антона Копейкина и строками из стихотворения, написанное ветераном боевых действий Сергеем Ефимовым:
И снова в эфире, пощёлкав тангентой,
Уходят запросы во мглу пустоты.
Мы ждём, что в наушнике будет ответка.
Сквозь шум и помехи: "На связи, Алтын!"
В Москве регулярно проводится Московский городской турнир по боксу среди юношей и юниоров, а в Белгороде - городской открытый турнир по лёгкой атлетике среди юношей и девушек. На аллее Героев в парке Победы на родине Антона Копейкина, в Белгороде, установлен бюст. А школа, в которой он учился, теперь носит его имя.
И закончить очерк об Антоне Копейкине мне хотелось бы словами другого Героя России, начальника отделения Управления «В» («Вымпел») ЦСН ФСБ подполковника Дмитрия Александровича Разумовского, погибшего в сентябре 2004 года в Беслане:
Умереть в бою — это счастье. Если бы меня спросили — я бы так и хотел умереть. И не надо обо мне плакать, если так случится. Ведь вы плачете о самих себе — вам оставаться. А жизнь не кончается, она просто переходит в другое качество...