Поставщики Императорского двора
Почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» появилось в 1856 г., хотя сам термин ввели в оборот за тридцать лет до этого. При этом практика поставки товаров к монаршему двору существовала, конечно, веками.
Чтобы стать официальным поставщиком двора, необходимо было соответствовать нескольким критериям. Во-первых, поставлять товары надлежащего качества и в срок не менее 8—10 лет. Во-вторых, представлять свою продукцию на промышленных выставках. В третьих, не получать жалоб от других покупателей. Наконец, товары ко двору нужно было поставлять «по сравнительно малым ценам».
Почётного звания удостаивались не компании-поставщики, а персонально их владельцы. Звание не наследовалось и не передавалось новому владельцу компании-поставщика. При смене руководства почётное звание пришлось бы получать по новой. Если поставки прекращались, звание аннулировали.
Условий немало, но звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества» было лучшей рекламой. Поставщик мог размещать на вывеске своего магазина специальный знак и государственный герб. Приток покупателей был обеспечен — а чаще всего и слава в веках. Некоторые предприниматели (например, производитель коньяка Шустов) шли к получению этого звания десятилетиями.
Булочки с сюрпризом
Выпечкой двор снабжал купец Иван Филиппов. Он владел несколькими хлебными лавками в Москве и Санкт-Петербурге. С Филипповым связан знаменитый исторический анекдот о булочке с изюмом, описанный Гиляровским в «Москве и москвичах». Будто бы на стол генерал-губернатора Москвы прямиком из пекарни Филиппова попала булочка с тараканом. Купца вызвали на ковёр. Он, оправдываясь, сказал, что никакой это не таракан, а ноу-хау его производства — булочка с изюмом. Для достоверности пришлось действительно вводить такую позицию в ассортимент — с изюмом, не с тараканами.
А Чехов в рассказе «Коллекция» писал: «Видишь этот ноготь? Три года тому назад он был найден в бисквите, купленном в булочной Филиппова. Бисквит, как видишь, был без рук, без ног, но с ногтями. Игра природы!». Не у всех поставщиков Императорского двора была безупречная репутация.
Фаберже и другие
Придворных ювелиров было много. Финский мастер Юхан Блум поставлял ко двору серебряные сервизы с позолотой. Швед Карл Эдуард Болин изготовил для супруги Николая I легендарную диадему «Русская красавица» — стилизованный кокошник из жемчуга, бриллиантов и платины. Павел Овчинников создавал из драгоценных металлов даже сухарницы, а Игнатий Сазиков — декоративные лапти.
Особняком стояла фирма Карла Фаберже. Визитной карточкой Фаберже стали драгоценные пасхальные яйца. В 1885 г. Александр III впервые заказал такой изящный подарок для своей жены Марии Фёдоровны. Это изделие, если сравнивать с последующими яйцами Фаберже, казалось довольно простым. Снаружи оно было покрыто белой эмалью и выглядело как обычное куриное яйцо. Внутри прятался «желток» из чистого золота. В «желтке», в свою очередь, скрывалась золотая курочка, а в ней — крохотная рубиновая корона. Сувенир так понравился Марии Фёдоровне, что впоследствии без ювелирных яйц от фирмы Фаберже в августейшей фамилии не обходилась ни одна Пасха.
Царские ткани
Поставщиками парчи для монарших нарядов были Александр и Владимир Сапожниковы. Из их парчи шили коронационные платья последних российских императриц — Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Причём для жены Николая II создали особую парчу: она была облегчённой, но внешне не отличалась от обычной, тяжёлой. Это помогло хоть немного уменьшить вес одеяния, включавшего корону, украшения, мантию
Двор заказывал, само собой, не только уникальные праздничные вещи, но и повседневные. Бельё поставляли из английского магазина Пауля Карлсона, шляпки покупали у Фридриха Фишера. Заказы из текстильного раздела не ограничивались одеждой. Например, Генрих Иоганн Кебке был поставщиком флагов, штандартов, брейд-вымпелов.
Карету мне, карету!
Карета — это и роскошь, и средство передвижения. Кареты, как и всё остальное, заказывали у лучших мастеров. Такими были Пётр Ильин и Пётр Яковлев. Их экипажи — настоящие произведения искусства. Придворные мастера использовали в оформлении карет бархат, слоновую кость, позолоту, шёлк и лучшие породы дерева. В начале 20 в., когда кареты стали не так актуальны, фирмы Ильина и Яковлева переключились на ремонт и сборку автомобилей.
В автопарке монаршей семьи насчитывалось несколько машин отечественной марки «Руссо-Балт». Также официальным поставщиком двора была немецкая компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (она же Mercedes-Benz). Шины закупали у французского производителя Michelin.
У Двора Его Императорского Величества имелись поставщики на все случаи жизни. Типография Александра Левенсона печатала меню для высочайших приёмов, товарищество Оловянишниковых изготавливало колокола, лекарства привозили из аптеки Александра Пеля. Юлиус Циммерман и Фёдор Мюльбах производили для двора музыкальные инструменты. За ароматы отвечал французский парфюмер Альфонс Ралле. Был даже специальный поставщик финских ножей-пуукко — Иисакки Ярвенпяя.
После Октябрьской революции предприятия придворных поставщиков национализировали или ликвидировали. Само звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» упразднили только в 1922 г.