Сталкер
Когда-то здесь был монастырь. Несколько сот лет назад здесь поселился отшельник, выбрав для жития и уединенных молитв тихое, безлюдное место. Питаясь урожаем с небольшого огорода, дарами леса и чистой реки, прожил бы он свой век в уединенных молитвах, в ладу с собой и природой, но набрел на его одинокое жилище такой-же странник, уставший от общества людей. Испросив разрешения у старожила, он выкопал землянку неподалеку. Через несколько лет на этом месте вросли в землю уже несколько жилищ. Так начал свое существование монастырь. С годами он оброс постройками, сначала деревянными, а затем и каменными. Для защиты от лихих людей, огородились монахи каменной стеной. Слух о монастыре разнесся по христианской земле и потянулись к нему люди, кто за советом, кто за духовной помощью, а кто – просто прикоснуться душой к праведной жизни. Возле монастыря вырос посад, со временем превратившись в поселок, а затем и в город.
Твердые в вере и сильные духом монахи не раз выдерживали осады нехристей, так же, как и воровские набеги крещенных разбойников. Стоял монастырь, оберегая веру. Но – ничто не вечно. В жестокие годы гонений на церковь, не пошатнулась вера братии и сгинули они один за другим, кто в огне гражданской войны, а кто и в острогах, смиренно приняв венец страстотерпцев. В Великую войну сравняли с землей монастырь бомбовыми ударами вместе с гарнизоном воинов там обитавших. И теперь, никто не смог бы узнать в грудах камней, поросших деревьями, на окраине города тот самый монастырь…
***
Кот жил в развалинах с рождения. Мама-кошка, нашла безопасное для котят место в расщелинах присыпанных землей камней. Повзрослев, братики и сестренки разбрелись в поисках лучшей жизни. Кот остался. Дичи в окрестностях было с избытком, от зимней стужи он спасался в подземных галереях, неизвестно, когда и кем построенных под монастырем. Галереи эти тянулись и разветвлялись, кое-где и обвалились, но кота это не волновало, равно, как и мышей, которые на зиму тоже перебирались сюда. Чтобы попасть в подземный ход, приходилось протискиваться в узкие щели меж камней, но для кота это – не проблема. Люди и собаки здесь почти не появлялись, поэтому кот чувствовал себя в относительной безопасности.
Но с некоторых пор, он стал замечать, что это место заинтересовало одного из многочисленных представителей племени людей. Он видел этого человека и осторожно следил за ним, когда тот появлялся на развалинах. Опасности от него не исходило, было любопытство – но кот и сам был любопытен от природы, поэтому не осуждал человека. Кот видел, как человек, присев на камень, разворачивал лист бумаги и делал какие-то отметки карандашом, то поднимая голову, то вновь погружаясь в изучение бумаги. Иногда он ходил по развалинам и внимательно смотрел под ноги. Однажды даже тихо рассмеялся, разглядев следы котика, уходившие в расщелину под камень.
- Есть! Есть проход! – радовался Стас, глядя на следы. – Кот – существо умное и осторожное. Безопасность для него – прежде всего. А что может быть безопасней подземного хода, о котором никто не помнит? Опять – же там можно и зиму пережить.
Перед уходом он достал из рюкзачка пару бутербродов, снял с них котлеты и оставил у расщелины, на расстеленном носовом платке.
- Завтра вернусь. – Решил Стас. – Надо будет прихватить лопату и лом. Камни тяжелые, руками не двинешь.
Стас – молодой сотрудник местного музея, по долгу службы и по велению сердца, увлекался краеведением. Его интересовала история бывшего монастыря, о котором часто находились упоминания в старых летописях и документах первой половины прошлого века. В одной из статей, мельком упоминалось о подземных галереях монастыря, где по преданию были захоронены его основатели. Место, где когда-то стоял монастырь – известное. Найти бы хоть какую-то зацепку, вход в подземелье и… Дальше фантазия Стаса рисовала картины, от которых захватывало дух.
Но вот сегодня, наконец, судьба дала надежду, что изыскания его не напрасны. Вот только рассказывать об этом пока никому не стоит, даже Любочке – самой доброй и красивой девушке, которая, как надеялся Стас согласится стать его женой. Хоть и увивается подле нее Игорь – коллега Стаса, но напрасны его хлопоты – Любочка явно симпатизирует Стасу.
Кот испытал вкусовой шок, отведав угощенье, которое оставил ему человек. Что угощенье оставлено для него, кот не сомневался и с удовольствием умял обе котлеты.
«Поскорей бы он пришел еще! - размечтался кот. - Может еще принесет вкусной еды!»
Человек пришел на следующий день, не забыв угощенье, потом еще и еще. Через неделю кот уже не отходил от Стаса, сопровождая его в прогулках по развалинам. И даже позволял себя погладить к обоюдному удовольствию.
Стас как мог расширил проход, раздвинул камни, настолько, что при желании можно было туда протиснуться.
- Завтра посмотрю на твое жилище, кот. – Объявил Стас. – Возьму с собой наблюдателя – одному нельзя. Кто-то должен оставаться снаружи, на всякий случай.
Свободным из сотрудников был только Игорь. Пришлось поведать ему о затее и попросить помощи. Тот легко согласился, но если б видел Стас, как зло блеснули глаза помощника, то наверняка отказался бы от его услуг.
Первым делом Стас накормил кота, затем водрузил на голову каску с налобным фонарем и проинструктировав Игоря, осторожно протиснулся в лаз. Пару метров от полз, протискиваясь на выдохе, наконец лаз стал шире и вот он уже стоит в полный рост под каменными сводами подземного хода. В свете фонаря он увидел, что стены и свод выложены камнем и выглядят довольно прочно. Он сделал несколько осторожных шагов, внимательно оглядывая стены и пол. Пока ничего интересного не увидел, если не считать интересным наличие самого хода! Веревка, прикрепленная карабином к ремню, время от времени дергалась – Игорь проверяет – все ли в порядке? Стас отвечал двойным подергиванием – «Порядок».
Игорь снаружи с удивленьем наблюдал, как разматывается сигнальный шнур – от ста метров оставалась едва ли треть.
- Далеко ушел! – Зло улыбнулся он и достав из чехла нож, резанул шнур. С ухмылкой посмотрел, как уползает в темноту конец шнура. Взял в руки лом и воткнув его между камней, повалил заваливая проход, сначала один, затем другой. Схватив лопату, закидал землей щели.
- Вот так-то, - удовлетворенно проговорил он. – Фонарь потухнет через час, место входа – ему не найти. Даже если найдет – камни не сдвинет. Пошел отсюда! – шумнул он на кота, который пристально всматривался в глаза Игоря.
Что случилась беда, Стас понял только когда потускнел свет фонаря. Увлеченный изучением надписей на каменной кладке, он уходил все дальше и дальше, несколько раз сворачивал в боковые ответвления галерей, надеясь вернуться назад по сигнальному шнуру. Когда понял, что давно не было рывков, он потянул шнур, тот подался легко. Лихорадочно выбирая длину, он вскоре увидел конец веревки, обрезанный ножом и все понял!
Чтобы вернуться назад, необходимо точно знать расположение галерей, но они были так многочисленны, что найти обратную дорогу становилось невозможным. Сейчас погаснет фонарь и в темноте ему уж точно не выбраться. Кричать бесполезно – никто его не услышит, телефон с собой он не взял, да и не факт, что здесь ловит связь. Наверняка и вход сюда Игорь завалил. Знал Стас, что человек он гнилой, но не думал, что настолько!
Стас не мог определить – сколько прошло времени. Фонарь давно погас. Он пытался двигаться наугад, наощупь, только чтобы не бездействовать.
- Мяу! – услышал он под ногами.
- Кот! – обрадовался Стас. Ему стало легче – все-таки не один! К тому-же, откуда-то он пришел, наверняка здесь есть еще выход. – Веди меня, кот. – Попросил Стас – Я пойду за тобой.
Мяу! – раздалось уже в стороне, и Стас сделал несколько шагов в направлении голоса. – Мяу! – еще несколько шагов.
Сколько времени он шел на голос кота, Стас не мог даже представить, время будто остановилось, порой казалось, что голос кота – это игра его воображения, слуховая галлюцинация. Но вдруг он почувствовал дуновение ветерка. Сквозняк! Выход где-то рядом!
- Мяу! – Стас поднял голову на звук – над ним светились глаза кота. Под ногами куча земли – провал свода и отверстие наружу! Осторожно, осторожно, разгрести, расширить лаз руками, теперь подставить под ноги обвалившиеся камни, встать на них.
Стас высунулся наружу, в ночном небе светились звезды, а рядом с ним – глаза кота. Он осторожно лег на землю, перекатился подальше от провала, скрытого бурьяном и встал на ноги.
- Мяу! – Кот радостно терся о ноги. Стас поднял его на руки и прижал к себе.
- Если бы не ты… - Только и смог прошептать он.
***
Монастырь еще не восстановлен, но работы уже ведутся. Находки, обнаруженные в подземельях, так же, как и нетленные мощи его первых поселенцев, стали тем основанием, на которых будет созидаться его новая жизнь.
Стас – директор краеведческого музея, принимает деятельное участие в восстановлении его истории, помогает ему в его работе – супруга Любочка. А кот по кличке «Сталкер» теперь полноправный член семьи и большой любитель котлет, которые искусно готовит хозяйка.
Изредка он, вместе с хозяином, посещает места, где прошло его детство, где он встретился с хозяином, таким – же любознательным, как и он сам.
А Игорь… Стоит ли тратить слова на таких людей?
Тагир Нурмухаметов