«Педагогическая поэма» Евангелия
Четвероевангелие – неистощимая сокровищница смыслов и научения для всех, что читает Священное Писание со вниманием. И порой открытия бывают более или менее неожиданные. Для педагогов и всех, кто занимается воспитанием, Евангелие может стать настоящей «педагогической поэмой», ведь Спаситель в общении с апостолами и другими людьми научает разным методам познания, на собственном примере показывает образец должного поведения ученика и учителя, обнаруживает дидактическую мудрость в преподавании вечных истин людям в зависимости от их индивидуальных черт, учит апостолов проповедовать слово Божие среди разных людей, в разных обществах.
Истины небесного учения может сообщить человеку только Сын Божий, Который в связи со словом действует и благодатью: Его слово полно силы. Сам человек, будучи через грех духовно беден, не способен к этому.
То, что на Земле появится Спаситель, предсказывали древние пророки. Особенно много о пришествии Христа говорил Исаия. Он повторял, что Господь будет не только Спасителем, но учителем и воспитателем. Этому есть подтверждения и в пророчествах о Его царстве (Ин. 18.6; 8.47), и пастырстве, как Он Сам указывает, называя Себя пастырем добрым (Ин. 10.1-16).
«…И врата ада не одолеют ее»
Иисус Христос и поныне наш учитель. Он продолжает наставлять нас через Церковь и дары Духа Святого. Напомним, что когда-то Он наделил своих учеников силой чудотворить. В Евангелии встречаются моменты, когда они понимали, что без своего Учителя не могут ни на что повлиять (Деян. 4.12).
Его Святая Церковь есть учительница и воспитательница как отдельного человека, так и всего человечества. В подтверждение приведём цитату святителя Киприана Карфагенского: «Кто не имеет Церковь матерью, тот не может иметь Бога отцом». Только через союз с Церковью возможно достигнуть цели воспитания, почему Церковь и есть «единственная воспитывающая в мире сила».
Домашнее воспитание: духовное и телесное
Господь тоже когда-то был маленьким, воспитывался и рос в традиционных для того времени условиях. Его воспитание остаётся образцом для каждого христианина. Как сообщает Евангелие, Господь не жил ни в роскоши, ни за чертой бедности (Лк. 2.7; 4.16). При этом большое место отводится труду: условия жизни заставляли изучать плотническое ремесло. Христос не получал духовного образования.
Далее о Его воспитании говорится: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2.40). И ещё. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2.52). Так прошло 30 лет.
Здесь стоит задать себе вопрос: как мы воспитываем детей? Какие вызовы готовит им современность?
В педагогическом отношении особенно важен факт пребывания двенадцатилетнего Иисуса в храме. Здесь он даёт, с одной стороны, образец должного поведения ученика, слушая, спрашивая и отвечая, а с другой, показывает пример повиновения родителям, ставя выше всего волю Своего Отца. Своим вопросом «Или вы не знали, что Мне до́лжно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2.49) Он даёт понять Своим родителям, что перед призванием Божьим должны умолкнуть все земные чувства и заботы. И Его дальнейшее поведение – образец твёрдого и серьёзного следования этому призванию.
И словом, и делом
Действия и поступки Спасителя говорят о том, что Его слово никогда не расходится с делом. Уча молиться наедине, Он Сам молится на горе или в пустыне. Запрещая исцелённым рассказывать об этом событии, Он остаётся верным Своему слову творить добро в тайне. Его учение о любви к ближнему самым совершенным образом было воплощено Им Самим в собственной жизни. Эта любовь служит законом, каковым она должна быть для всех христиан.
Здесь можно вспомнить и об учителях народа фарисеях, которые на самом деле губительно влияли на людей. Господь вёл с ними борьбу. Служение книжников» закону было лишь служением букве, а их святость, лишённая внутреннего содержания, – лицемерием. При этом вся борьба Спасителя проникнута духом любви к врагам: Он не искушает их, на их вопросы ставит Свои вопросы либо отвечает кратко. Если же гневается, то лишь «скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3.5).
Иудеи же видели в Мессии не освободителя от греховного рабства, а освободителя от внешней политической зависимости. Они следовали за Христом более из любопытства, отнюдь не вследствие веры в Него.
Педагог премудрый
Целесообразность способа учения, полнота в педагогических требованиях со стороны формы и содержания – вот обнаружение дидактической мудрости Спасителя. Встречаясь с законником, Он говорит с ним на языке закона; беседуя с самарянкой, снисходит к простодушному пониманию тою Его слов; Он мудро отвечает искусителю; Он принимает во внимание индивидуальные черты характера каждого из Своих учеников.
Чтобы сделать Своё учение достоянием народа, Спаситель оперирует соответствующими методами. Говоря о Своей Божественной природе, он использует эвристический метод, призывая учеников доходить до всего самостоятельно путём нескольких наводящих вопросов (катехизический же метод – когда учитель разлагает содержание уроков на ряд последовательных вопросов и ответов; ответы даются самим учителем или учеником на основании уже готовых знаний).
Здесь же можно упомянуть о планомерности, которая базируется на постоянном движении от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Эта планомерность соблюдается Спасителем особенно в образовании и воспитании апостолов. Только после того, как Пётр исповедует Его как Бога, Спаситель начинает сообщать ученикам о грядущих Своих страданиях. Идя этим путём, Христос оставляет многое тёмным и неясным для апостолов в силу их недостаточной зрелости до времени, когда они достигнут должного развития. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16.12-15).
Обращая внимание на внешнюю форму учения Спасителя, мы видим, что Он пользуется троякой формой: прямого изложения, вопросительной и диалогической. Первая форма преобладала. Через вопросы слушатели доходили до первоосновы, делая выводы. Третья форма – как способствующая самостоятельности мысли – чаще всего употребляется при беседах с апостолами.
Самыми доступными и убедительными формами для сообщения тайн Царствия были притчи, поскольку они наиболее наглядно отображали те Божественные истины, которые Господь через них открывал.
С совершенными способами обучения Спаситель соединяет необычайную ревность в продолжение всей Своей учительской деятельности: Он проповедует всюду с одинаковой старательностью – как конкретному человеку, так и народу, как в частном доме, так и в храме. Несмотря на многочисленные препятствия не только со стороны врагов, но и учеников, Он всегда спокоен.
Учителя по всему миру от двенадцати
Тесный круг из двенадцати учеников составляет ту школу, которая должна была под руководством Спасителя приготовить будущих учителей и воспитателей христианского общества. Объединяющим началом отношений апостолов между собой служит любовь. Быть солью земли, светом для мира, выполнять своё призвание словом и делом – вот что им нужно делать. Среди ближайших последователей Христа мы встречаем и благочестивых жен. Вблизи Спасителя укреплялась их вера и достигла такой твёрдости, что они остаются при Спасителе даже тогда, когда апостолы оставляют Его.
Господь и словом, и делом доказывает апостолам Свою любовь, постоянно заботясь о них, защищая от нападок и обвинений фарисеев. По Своём воскресении называет их братьями, друзьями и детьми. Такой же пламенной любовью отвечают Спасителю сами ученики. Они обращаются к Нему за разрешением всех недоумений и спорных вопросов.
Христос приучает учеников к самоотверженности, смотрит за ними и учит быть дисциплинированными. Кроме того, Господь помогал им избавляться от страстей, привыкать к страданиям и лишениям. Всё это было нужно для их будущего. Он принимал во внимание слабость учеников, и где не хватало сил, отклонял испытание (Лк. 22.28).
Чтобы ввести апостолов в круг их будущей деятельности, Спаситель посылает их на проповедь (Мк. 6.7) и затем просит дать отчёт в том, что они сделали (Лк. 6.30). Он никогда не оставляет их без Своего попечения. Разум, кротость и терпение, надежда на Бога указываются Им как необходимые качества при прохождении апостольского поприща (Мф. 10.16; 1723).
Большой друг для самых маленьких
В Евангелии есть два места, где Спаситель обнаруживает Своё особенное внимание к детям: после спора апостолов о преимуществе в Царстве Небесном (Мф. 1.14) и при благословении детей (Мф. 19.13-15). В первый раз Господь наглядно ставит ребенка посреди всех, обнимает его и наставляет о том, что такие, как дитя, будут первые в Царствии Небесном.
Во втором случае Господь показывает, какое внимание и заботу следует проявлять к детям со стороны воспитателя. В основе отношений Спасителя к ним лежит любовь; она доказывается тем фактом, что принятие дитяти во имя Его равно принятию Его Самого.
Учить собственным примером
Знаменитый церковный писатель рубежа ІІ – III веков сделал первую попытку систематического изложения основных начал христианской педагогики. В своём сочинении «Педагог» святитель Климент Александрийский изображает Иисуса Христа как величайшего педагога.
Спаситель в полном смысле слова был истинным учителем. Он преподал нам своим учением вечные основы педагогики. И нам, пока есть время, надо стараться, пользуясь основами Христовой педагогики, учить детей и не только. Примером собственной жизни оправдывать преподаваемое учение, чтобы не ошибиться в радостном приветствии Господа в Его втором пришествии. Это очень важно ещё потому, что нам обещано, что в Царство Божие в целом свете войдут лишь те, кто был, как дети, страстей не зная за собой, чист кротким сердцем и душой.
Публикация сайта Валаамского монастыря
_______________
Источники:
1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, сщмч. Азбука православного воспитания. Москва, 2002.
2. Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
3. Маслов Н. Основы русской педагогики: Москва, 2006.
4. Соколов В. Иисус Христос как учитель и воспитатель 1897. МЦВ №3.
5. Хомяков А. Церковь одна: Orthodox life, 1979.