Красноярская православная гимназия собирается пристроить здание для учеников
Молитвы, службы и изучение Библии — всё это неотъемлемая часть жизни учеников красноярской гимназии на Щорса. Это православная школа при храме Рождества Христова. Всего в крае четыре таких учебных заведения — остальные находятся в Лесосибирске, Енисейске и Ачинске. Чем там занимаются дети, как они попадают в такую школу и правда ли, что после выпуска дети должны будут связать свою жизнь с религией. «Мы видим трех ангелов, которые совершают трапезу»
Звонок. Дети встают, приветствуя преподавателя. Все ребята в форме, вокруг обычные парты, меловая доска. Но вместо обычного учителя — мужчина в рясе, а на столах — книги о Священном писании. Это урок основ православия для третьего класса. В обычной школе таких предметов нет, но в гимназии при храме это одна из обязательных дисциплин. Сегодня отец Максим разбирал с учениками отрывок из Ветхого завета, где Авраам тепло встретил трех ангелов, а они ему сказали, что у него будет много сыновей. Но вначале духовник попросил одного из учеников зачитать вступление из учебника:
— С Авраамом произошло событие, известное всему миру не только по Библии, но и по многочисленным иконам: Троица. Одна из них, созданная русским иконописцем Андреем Рублевым, признана величайшим произведением искусства и особенно почитаемой в мире святыней, — прочитал мальчик.
— Сделай паузу, я хочу показать икону Андрея Рублева, о которой у нас сегодня идет речь, — «Явление святой Троицы». Отец Максим раскрыл книгу, где была изображена репродукция работы. — Но это икона не оригинальная, это икона, похожая на икону Андрея Рублева, но тоже древняя, 15-й век. То есть мы видим трех ангелов, которые совершают трапезу, сзади мы видим на фоне символы: дерево, здания и гора. Дерево — это символ жизни, символ роста, это символ Святого Духа. Здание — это символ домостроительства, устроения мира, создания мира. Это символ, как вы думаете, кого? Сына или отца?
— Отца, почти хором ответили дети.
— Сына, — поправил духовник. — Который создавал этот мир. И гора, то есть некая непоколебимость, некое основание, на чем зиждется, это как раз символ отца.
Далее учитель стал расспрашивать детей, приходилось ли им делать добрые безвозмездные дела, как Аврааму, который накормил ангелов, а также принимать добро, что они чувствовали при этом, и как бы описали его поступок. А далее, чтобы было проще запомнить смысл библейского отрывка, его разыграли перед всем классом. Один из мальчиков был Авраамом, еще один — режиссером постановки, который подсказывал действия «пьесы», и четыре девочки — три ангела и Сара, жена Авраама.
Несмотря на то, что всё в Библии читателю кажется серьезным, для детей участие в этой постановке оказалось веселым. Как пояснил отец Максим, это нужно, чтобы ребятам было проще запомнить прочитанное. Так, за один небольшой урок дети познакомились и с новым отрывком из Библии, творчеством художника Рублева, и поучились пересказывать только что выученный материал.
А другой класс тем временем был на уроке музыки. Это занятие проводил отец Александр, он знакомил ребят с работами Иоганна Себастьяна Баха, который часто писал композиции на библейские сюжеты, и наиграл на электронном пианино знаменитую фугу ре минор.
Исполнение прервал звонок, но дети вежливо дослушали музыку, а затем стали спешно собираться.
— Звонок прозвенел! — сказал один из учеников.
— Сидим! — настоятельно, но с улыбкой ответил на это преподаватель. Видимо, он хотел закончить урок, договорив какую-то мысль, пока дети не разбежались.
Но летящие по коридорам толпы школьников мы не увидели. В здании, по сравнению с обычной общеобразовательной школой, было очень мало детей. Они смеялись между собой, общались, играли, но вели себя спокойно.
Мы проследовали за ребятами и вошли в класс, где должны были начаться уже обычные школьные уроки. Пока звонка не было, за передними партами девочки рисовали, а на задних одна из учениц с мальчиком собирала конструктор.
— Что должно получиться?
— Дом. Всегда, когда мы строим какие-нибудь постройки, остаются детали, и мы из них делаем такие домики, — вежливо ответила девочка.
— У вас они остались от каких-то других поделок?
— Да.
— А что вы делали?
— Ну другие домики.
— А вот это моя секретная комната! — перебивает мальчик.
— А что в ней будет интересного?
— Здесь я живу!
— Ты что-то большеват для этой комнаты.
— Не, вот я (показывает на лежащую фигурку на игрушечном диване). А это кровать. А вот это вот телевизор.
— Удобно.
— И еще я занимаюсь столом.
После дети решили, что просто собирать конструктор не очень интересно, и решили вторгнуться на территории «строек» друг друга и саботировать процесс. Учитель призвала ребят не шалить, а мы удалились к четвероклассникам. Их было всего семеро. Детям сегодня предстояло решить ВКР по окружающему миру.
Молитва на хорошую учебу в начале дня
Так проходит обычный день ученика красноярской православной гимназии. Но начинается он не со звонка, а с пятиминутной молитвы в просторном помещении на втором этаже. Обычно оно украшено детскими поделками, но не сейчас — идет Великий пост. Дети молятся вместе со священником на хорошую учебу, Богородице и Сергию Радонежскому, чье имя носит гимназия. А затем расходятся на первый урок. Если это понедельник, то перед молитвой ученики слушают гимн России, а после молитвы — разговоры о важном.
После первого урока сразу завтрак в просторной трапезной — так здесь называют столовую. Никакой комбинат школьного питания еду сюда не привозит, все блюда готовят здесь же. Среда и пятница — рыбные дни. Ученикам питание нравится, но к еде никто не приступает, пока не помолятся. А после можно налетать.
Далее еще четыре урока. Как правило, это обычные школьные занятия. Но раз в неделю, как сегодня, дети дополнительно проходят основы православной веры, культуры, церковное пение, а также изучают церковно-славянский язык.
Обед, так же как и завтрак, идет с молитвой, затем прогулка, а далее снова занятия. Это могут быть вероучительные предметы, занятия хореографией, музыкой, или можно просто поиграть в комнате отдыха. Там можно построить городки из подушек, поиграть в огромные шашки или побеситься. А также каждую неделю дети посещают библиотеку.
О жизни школы нам рассказала ее директор Нелли Киссар. Она говорит, что в гимназии занимаются только дети начальных классов, сейчас в заведении обучаются всего 48 человек. То есть в каждом классе не больше 12 детей. Каждому хватает внимания, поэтому никто не пытается его привлечь к себе хулиганством или криками. Обстановка очень камерная, практически семейная.
— Если у условной Маши из 2-го класса день рождения, то это день рождения у всех — Маша вынесет мешочек с конфетами и будет всем раздавать, кого увидит, — ученикам, учителям. А ее все будут поздравлять, — рассказывает Нелли Киссар.
Что нам очень понравилось — это спокойствие детей, их желание разговаривать с нами и умение строить красивые сложные предложения в речи, мыслить «как взрослые». Директор отметила, что вся заслуга в отношении.
— У нас школа маленькая, 3-й класс как десятый, 4-й — как одиннадцатый. Мы с ними по-взрослому, и они с нами по-взрослому, всё обсуждаем, разговариваем, нет лепета детского. Они много работают, занимаются с утра и до вечера. Уроки прошли — значит они пошли на хореографию, пошли на музыку, музыка прошла — пошли на православие. Весь день в движении. Дети понимают, что надо заниматься делами.
Но от праздников тоже никто не отказывается. 1 Сентября, выпускной, 8 Марта, 9 Мая, 23 Февраля отмечаются как и в обычных школах. Но более пышно — Рождество и Пасха. Дети, помимо службы, в гимназии разыгрывают сценки и показывают танцевальные номера перед гостями — родителями и депутатами, которые иногда посещают учреждение. А также выступают в епархии.
Также в начале и конце каждой четверти дети совершают в храме молебен, там они получают благословение от духовника на учебу и благодарят за получившиеся успехи. А еще ходят в храм на праздничные службы. К примеру, на Вербное воскресенье и на освящение воды. Часами, как отмечает директор, ученики там не стоят, а приходят ближе к причастию. То есть на всё уходит менее 60 минут. Кстати, если вы будете в это время на территории храма, то дети могут вам подарить букетик из верб или поделку с голубем, как знак благой вести. И не придется тратить деньги на праздничную атрибутику.
После знакомства с укладом гимназии оставался вопрос — неужели детям не сложно изучать библейские сюжеты? Их слог и содержание явно не были рассчитаны на младшеклассников. На это ответил отец Максим:
— Для них это обычная история, с которой они на протяжении всех четырех лет знакомятся, изучают. Это уже что-то обыденное, привычное, естественное, нормальное. Это не вызывает таких сложностей, как у современного взрослого человека. Мы проходим Ветхий завет, Новый завет, все истории изучаем. Они знают Библию лучше, чем любой взрослый человек, и могут его научить. «Мы его сломаем, и зачем это надо?»
Обучение, как и в любой школе, бесплатное, общеобразовательную составляющую курирует краевое Министерство образования, оно субсидирует расходы на зарплаты педагогов. Остальные траты лежат на главном учредителе — епархии. От родителей тоже могут принимать добровольные пожертвования.
Попасть в гимназию, кстати, может далеко не каждый ребенок. Но и не нужно для этого родиться в семье священнослужителя. В учреждение принимают детей воцерковленных родителей, которые сами не представляют жизни без веры, но при этом не скатываются в фанатизм. Семья должна быть знакома со священником. Он напишет рекомендацию на ребенка в гимназию, и с ней уже можно приходить на зачисление. Жить в Красноярске для этого необязательно. Директор говорит, что у нее учатся ребята из Солонцов и Сосновоборска.
Но отказать в поступлении всё равно могут. Ребенку будут проводить собеседование, чтобы понять, сможет ли он осилить сразу два компонента — обычную учебу и уроки, связанные с православием.
— Мы с родителями говорим, что давайте посмотрим. Ведь каждый родитель видит своего ребенка самым замечательным, что он всё-всё знает, ну это естественно, что каждый родитель любит своего ребенка. А мы-то немножечко по-другому смотрим, мы говорим: «Ребята, ему будет тяжело, ему будет неинтересно, мы его сломаем, и зачем это надо?» Бывают случаи, что ребенок готов, но у него силенок не хватает, у него здоровья не хватает. Или он в 11 часов освободился, мама его забрала, и ему больше ничего не надо, или он пришел домой где-то в половине пятого. Кроме того, многие родители еще хотят музыкальную школу, спортивную секцию, — пояснила директор.
И если ребенка взяли, то совсем не обязательно, что он станет глубоко религиозным человеком. Как рассказала Нелли Киссар, у гимназии совсем другие воспитательные цели.
— Задача стоит не сделать детей религиозными, задача стоит привить им культуру православия. Они будут знать культуру православную, значит они будут знать убранство и устройство храма, молитву, они будут знать, как пойти на исповедь, — то, чего многие взрослые не знают. А уже выберут они для себя это как образ жизни, может быть, священство, служение, — ну это будут решать, когда станут взрослыми. А назидания, чтобы они тут в косынках ходили, чтобы мы их на колени ставили, чтобы они молились неистово, — нет, этого нет, всё в пределах разумного.
«Немножко другие дети»
Но в тепличных условиях эти дети будут находиться только до пятого класса, потом они перейдут в обычные школы. Пока у гимназии нет возможности обучать среднее и старшее звено, но это ненадолго — к ней будут пристраивать новый корпус. Уже сейчас строители роют котлован для будущего здания.
После того как мы поговорили с педагогами и директором, к нам подошел четвероклассник Ваня. Он захотел пообщаться с нами, неизвестными гостями. Ученик был один из тех, кто писал выпускную работу по окружающему миру. Говорит, что было несложно, но расслабляться не стоит, впереди еще целый день учиться.
— У меня сегодня еще будет литература и математика, потом церковное пение. По литературе проходим «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена. Математика нравится, окружающий мир, литература… Всё нравится, кроме русского языка.
Ваня, кстати, поедет доучиваться в Новосибирск, туда планирует переехать его мама, которая здесь работает помощницей в храме. Мальчик оставит в Красноярске не только гимназию, но и любимый хоккей, которым занимается вот уже семь лет. Ребенок надеется перейти в такую же секцию в новом городе.
Как нам сказали в гимназии, трудности перехода в другие школы уже предусмотрели. С детьми 2–3 раза в неделю занимается психолог Наталья Киссар. С первых дней появления первоклассника в учреждении она проводит стартовую диагностику ребенку, а затем, по необходимости, работает с ним индивидуально. Есть и групповые занятия.
— Учимся распознавать, что такое эмоции, какие они существуют и как ими управлять. То есть здесь мы подходим постепенно к эмоциональному интеллекту, но это со временем. То есть сначала они в принципе должны понять, что такое психолог, в каких случаях можно обратиться к психологу, что есть такая поддержка, когда ты, например, не можешь решить вопрос с учителем, с другом или с родителем.
Как утверждает Наталья, у детей к концу обучения появляется внутренняя уверенность и духовная опора, поэтому «акклиматизация» в новом коллективе проходит легче.
— С 4-м классом мы уже разговариваем о том, что ты пойдешь в другую школу, там будут немножко другие дети, которые могут реагировать не так, или они не настолько направлены на духовность, и тебе нужно быть к этому готовым. Это не значит, что они плохие. У тебя будет больше одноклассников, нужно будет устанавливать контакты как с детьми, так и с учителями. Дети расширят свой круг и начнут новые знания получать.