Швейцарские джихадисты молодеют, а полиция…
Швейцария известна своей продвинутой косметологией, основные усилия которой направлены на сохранение молодости тех, кто ею еще обладает, и омолаживание тех, у кого она уже в прошлом. Наши постоянные читатели знают, что Нашей Газете присущ иронический стиль, и нам бы очень хотелось поиронизировать на эту тему в связи с сегодняшним сюжетом, но рука не поднимается, ведь речь идет о снижающемся на наших глазах возрастном цензе опасных преступников – есть новый печальный повод поговорить о растущем числе правонарушений, совершаемых в Швейцарии, и об их авторах.
В начале апреля в Нойхаузене, небольшом городке в кантоне Шаффхаузен на берегу Рейнского водопада, были арестованы два подростка 15 и 16 лет. Они подозреваются в подготовке терактов и поддержке группировки «Исламское государство», признанной в Швейцарии, в отличие от ХАМАСа, террористической организацией.
Их одноклассники заметили, что они иногда говорили странные вещи, публиковали странные посты в соцсетях, в частности, связанные с ИГ, рассказал в эфире RTS местный житель, знавший молодых людей, которые учились в городской средней школе. «Это мальчики в возрасте от 15 до 16 лет. Я думаю, это серьезно», - сказал этот владелец газетного киоска, и трудно с ним не согласиться – конечно, серьезно.
В последние месяцы в Швейцарии участились случаи ареста молодых людей, подозреваемых в джихадистском экстремизме. Помимо этих двух, арестованных в начале апреля в Шаффхаузене, и еще одного в Тургау, по аналогичным подозрениям, еще трое несовершеннолетних были арестованы в начале марта между Во и Женевой, причем один из них – 15-летний выходец из России. Эти трое были арестованы благодаря сигналу, полученному из-за границы – позже выяснилось, что речь шла о Франции и Бельгии. В общей сложности между 3 и 10 марта в трех странах было арестовано 11 человек – десять подростков и один 18-летний гражданин. Все они были активны в соцсетях, распространяя контент, поставляемый ИГИЛ. Но не только.
Полиции удалось установить, что три члена этой группы, арестованные на территории Бельгии, планировали теракт против легендарного брюссельского концертного зала, le Botanique. Несмотря на то, что оружия по месту жительства молодых людей найдено не было, известно, что один из них производил разведку на месте. Именно использование этими тремя электронного оборудования и средств информатики привело к аресту еще одной троицы во Франции, а затем и третьей, в Швейцарии. Швейцарская полиция, со своей стороны, помогла бельгийским коллегам обезвредить еще одного подозреваемого, вовремя предоставив нужную информацию.
Фредерик Эспозито, политолог и специалист по вопросам терроризма в Global Studies Institute Женевского университета и директор Университетской обсерватории по безопасности напомнил, что проблема терроризма присутствует в Швейцарии очень давно, даже если, судя по числу совершаемых на территориях Франции и Испании терактов, кажется, что эти страны подвержены ей в большей степени – не стоит забывать, что одним из главных организаторов терактов в Париже был гражданин Швейцарии. Однако в последнее время что-то явно изменилось: число антитеррористических судебных процедур выросло в прошлом году на 50%, так что можно утвеждать, что Швейцария стала мишенью. Об этом свидетельствует и список «всемирного антиисламского альянса», составленный ИГИЛ и размещенный в интернете: Швейцария фигурирует в нем вместе с другими 59 странами.
Согласно последнему отчету Федеральной разведывательной службы, 41 человек в Швейцарии представляет сегодня опасность для внутренней и внешней безопасности. Вопрос: почему они на свободе?
Как помнят наши читатели, 15-летний человек, зарезавший в начале марта ортодоксального еврея в Цюрихе, также был сторонником ИГИЛ – подробности той трагической истории можно прочитать здесь. С тех пор стало известно, что ИГИЛ публично приветствовала это возмутительное деяние: 8 апреля убийца был объявлен героем в публикации Khorasan, одной из антенн ИГИЛ, подозреваемой в организации теракта в московском Crocus City Hall 22 марта.
Как дошли мы до жизни такой? Что творится с современными «цветами жизни»? По данным федеральных властей, эти несовершеннолетние часто быстро радикализируются в Интернете – их увлекает насилие, пропагандируемое видеороликами группировки «Исламское государство» или речами салафитских проповедников.
Однако по мнению Жерома Эндрасса, судебного психолога из Цюриха, специализирующегося на изучении молодых экстремистов, одного Интернета для их радикализации недостаточно. «Молодые люди, которые становятся радикалами, – это те, кто уже склонен к насилию, кто уже хочет действовать и кто, вероятно, сделал бы это в любом случае. Но они ищут предлог. И этот предлог они находят в видеороликах ИГИЛ», - уверен эксперт.
Федеральная разведывательная служба Швейцарии (ФРС) также ожидает увеличения числа подобных случаев. «Хотя число радикально настроенных несовершеннолетних в Швейцарии невелико по сравнению с другими европейскими странами, последствия могут быть серьезными и привести к применению террористического насилия», - пишет ведомство. По мнению ФРС, наиболее правдоподобным сценарием террористического акта на территории Швейцарии в настоящее время является акт насилия, совершенный отдельным человеком, вдохновленным джихадом.
Тем временем комиссия, возглавляемая бывшим министром иностранных дел Франции Катрин Колонна, «обелила» ооновское агентство UNRWA, сочтя, что Израиль не предоставил достаточно доказательств пособничества его сотрудников террористам ХАМАСа 7 октября 2023, и что агентство «незаменимо для предоставления гуманитарной помощи палестинцам» - об этой сложной ситуации мы подробно рассказывали. Почему одно исключает другое, нам не совсем понятно, как и не понятно пока, возобновит ли Швейцария финансовую поддержку этому агентству, особенно если учесть, что нейтральность UNRWA остается под вопросом.
Представляется логичным, что для предотвращения преступлений, причем не только на почве радикализации, крайне важна инфильтрация полицейских в круги, считающиеся опасными, и всяческое поощрение людей, так или иначе в эти круги вхожих, но готовых помогать правоохранительным органам. Однако существуют примеры обратного. Вот один из них.
13 марта 2017 года трое злоумышленников грабят ювелира в Женеве: вооруженные пистолетами и гранатами, они вынуждают свою жертву открыть сейф, забирают бриллианты на сумму около 15 млн франков, уничтожают следы ДНК с помощью огнетушителя, после чего исчезают в неизвестном направлении – к счастью, оставив ювелира в живых.
И тут женевская полиция впервые прибегает к такому способу поиска свидетелей, как публикация следственных фотографий и видео в YouTube – а вдруг кто-то узнает и отзовется? Расчет оказался верным: в полицию явился свидетель по имени Мохаммед Хамди, рассказавший, что к нему зашел сосед, показал видео и похвастался, что «оказался в кино». Бандитов арестовали, соседа Мохаммеда посадили в Алжире на десять лет. Казалось бы, счастливый конец? Да, но только не для Мохаммеда: разумеется, сосед быстро вычислил, кто его заложил, и с тех пор свидетель живет в постоянном страхе за себя и за сына – даже находясь в тюрьме, сосед продолжает ему угрожать. Еще в 2018 году ведший дело прокурор запросил включить его в программу защиты свидетелей и перевести его семью в Швейцарию. Но… Мохаммед Хамди по-прежнему живет в алжирском городе Тлемкен, и весной 2022 года, когда он сидел в кафе, к нему подошел дядя соседа и ударил молотком… О полученной травме свидетельствует медицинское свидетельство, а оказавшийся поблизости полицейский предупреждает, что это только начало. В досье Мохаммеда Хамди в женевской прокуратуре, как выяснили наши коллеги с телеканала Léman Bleu, есть запись: «Человек выполнил свой долг и теперь находится в опасности. Он заслуживает поддержки, которую обещали ему власти».
Справедливо и разумно, не так ли? Однако генеральный прокурор в защите отказывает, ссылаясь на то, что все расследование проходило в Алжире, а угрозы не настолько серьезны, чтобы предоставлять защиту – Швейцария делает это не чаще, чем три-четыре раза в год. Интересно, что он скажет, если помогшему следствию человеку проломят голову? Это пока неизвестно, зато известно, что думает обо всем этом Мохаммед Хамди: «Больше я никогда не буду помогать женевской полиции». И его можно понять.