Пример того, как излишняя забота государства о многодетных может навредить — «Кошкин дом» семьи Пригожих
В витебской семье Пригожих к середине 1980-х годов было 16 детей. Слава об этой вполне заурядной, хоть и многодетной «ячейке общества» из областного центра звучала на весь СССР. Фото ежедневного незамысловатого быта детей и родителей публиковали в газетах и журналах, местные предприятия помогали товарами первой необходимости. Информация о том, почему именно эта семья была выбрана для пиара, засекречена до сих пор.
Кто такие Пригожие из Витебска?
Супруги Михаил и Инна Пригожие оба родились в 1944 году. Михаил работал на местном кирпичном заводе ПО «Керамика» чернорабочим ― съёмщиком-укладчиком готовой продукции. Такая работа была не особо почётной, низкооплачиваемой и очень тяжёлой. О работе Инны информация отсутствует: вероятнее всего, сразу после замужества она ушла в многолетний декрет. Примечательно, что Инна Пригожая является родной сестрой Игоря Каныгина ― борца греко-римского стиля, капитана сборной СССР, комсорга команды, а также «политического лица» витебского спорта (серебряным призёром Каныгин стал на «Олимипиаде-80»).
Первый ребёнок родился в 1964 году, последний ― в 1985 году. Никто из пяти девочек и 11 мальчиков не посещал детский сад, правда, в школу ходили все. Разница в возрасте между детьми составляла от одного до трёх лет.
Как Пригожие стали известными?
Уже после рождения 12-го малыша местные, да и вообще советские власти обратили пристальное внимание на семью Пригожих. Их жизнь стали освещать в прессе: к примеру, фото семейного обеда могли разместить на заглавной странице газеты «Известия» ― одного из самых крупных советских изданий. Семью описывали как образцовую, хотя какие-либо заслуги у её членов напрочь отсутствовали. Подавляющее большинство публикуемых статей лишь описывало, какие вещи (игрушки, одежду, обувь и так далее) получила семья от государства.
Не отставали и местные власти: помощь от предприятий города с каждым днём набирала обороты. ПО «Керамика» оплачивало коммунальные услуги (сначала многодетная семья ютилась в квартире), ежемесячно выделяло средства на бензин (суммы были сопоставимы с зарплатой среднего советского рабочего) и ремонт машины. Местный Облздравотдел выделил семье автомобиль УАЗ, что было скорее роскошью, а не «средством передвижения». Телезавод «Витязь» подарил семье большой цветной телевизор собственного производства, бельё и чулочно-носочные изделия раз в год поставляла Пригожим фабрика «КИМ», верхнюю одежду дарили фабрики ПО «Витебчанка» и «ЗИ», а обувью снабжал «Красный Октябрь».
Известно, что немецкие энтузиасты даже сняли документальный фильм, о том, как о необычной семье заботится государство. Некоторое время его показывали по всему СССР.
Дом для Пригожих
В 1985 году Витебский горисполком построил для большой семьи дом. Да не простую «избушку», а целый двухэтажный особняк, площадью более 340 кв. м. На первом этаже разместились три спальни, кабинет, просторная столовая, гардеробная и игровая комната, на втором было семь спален, зал и комната для занятий, в подвале же нашлось место для гаража, мастерской, овощехранилища и даже финской бани. На широкий балкон второго этажа вела лестница с резными деревянными перилами. Местные жители назвали коттедж Пригожих «кошкиным домом».
Естественно, семья ни заплатила за такой шикарный подарок ни копейки: проектная цена особняка составляла (в ценах 1985 года) более 129 тысяч рублей, а зарплата не самого бедного рабочего была чуть больше 130 рублей. На одну только мебель местный исполком выделил 22 тысячи рублей. Конечно же, в СССР так везло далеко не многим.
Падение семьи Пригожих
Дети быстро подрастали, а их известность стала постепенно угасать. 41-летняя Инна, вероятно, уже не могла рожать, остановившись на 16-м ребёнке. «Опять эти Пригожие!» ― вплоть до 2000-х годов можно было услышать от многих местных медиков, работников центра занятости и даже милиции.
Последние мало-мальски значимые «газетные» новости относятся к 2006 году. Из них известно, что отец семейства Михаил умер в 2000 году. Все дети закончили средние школы, некоторые ― училища, однако высшего образования не получил никто. Третий в семье ребёнок, дочка Анжела, сперва хотела работать в цирке, но позднее уехала в Техас, выйдя замуж за американца. Четвёртый, Виталий, будучи взрослым, уехал в Израиль: у него единственного из всей семьи, растут две дочки (у остальных ― не более одного ребёнка).
Пятый сын Володя трагически погиб во время спортивных занятий. Как минимум двое детей из семьи Пригожих судимы за воровство, драки и хулиганство, многие ― стоят на учёте на местной бирже труда и нигде не работают. Все дети прописаны и проживают в «кошкином доме» родителей, у некоторых даже есть семьи, но лишь один сын живёт отдельно в своей квартире.
Но внимание газетчиков привлекла судьба именно самого особняка Пригожих. Шикарный дом, которым с конца 1980-х не занимался никто, превратился в убогую лачугу, грозящую вот-вот рухнуть. Крыша протекает, из окон дует, полы местами сгнили, подвал затоплен, батареи изношены. Забор давно покосился, а ажурные деревянные перила ― почернели от влаги. Водопровод не работает: семья моется у соседей или «над ведром».
Только вот плату за коммунальные услуги никто не отменял: до распада СССР её вносило государство, ведь дети были сравнительно маленькие. К 2005 году задолженность за «коммуналку» достигла 13,7 миллионов белорусских рублей (около 6400 долларов), а к концу 2006 года ― уже 17 млн (более 7900 долларов) и долги стали взыскивать через суд. Продать не приватизированный дом семья не может, да и не купит его никто в таком плачевном состоянии.
Примечательно, что на той же улице Чапаева, где стоит «кошкин дом» с огромными долгами и выросшими детьми-бездельниками, сейчас живёт и другая многодетная семья. В верующей семье Духовичей целых 17 детей (на момент 2006 года младшему было восемь лет): у них нет долгов за коммунальные, дом купили сами, держат огород и домашних животных, а государство ничего сверх меры им не выделяет.
Феномен семьи Пригожих
До сих пор достоверно не известно, почему именно семья Пригожих стала «раскручиваться» на весь СССР. Возможно, власти хотели показать пример успеха «классической» патриархальной рабочей семьи, в которой много детей, а может, сыграло роль родство с чемпионом Европы и мира Каныгиным.
Сам же эксперимент показал, что избыточная помощь и постоянная опека далеко не всегда являются благом. По факту, советские власти вырастили полтора десятка иждивенцев, полностью неприспособленных к труду и даже элементарному ведению быта.
В общем, эксперимент не совсем удачный и, должно быть, служит напоминаем для государства о том, что излишние плюшки и льготы для многодетных — не всегда благо. И хотя вопрос тут скорее дискуссионный, от себя могу добавить, что в деревнях очень много маргинальных семей, в которых по 5-6 детей, живущих исключительно на льготы и детские пособия. Деньги тратятся на алкоголь, о детях абсолютно не заботятся. Часто дети из таких семей либо живут с нормальными бабушками, либо вслед за родителями с детских лет идут по наклонной. Допускаю, что не будь всех этих плюшек, был бы стимул работать, а так вроде как государство всем обеспечивает. Наверное, помощь должна быть ещё более адресной, а государство должно давать не только плюшки, но и что-то требовать взамен.