Наших чтут: фильм с Эйдельштейном и Борисовым сорвал овации в Каннах
На Каннском кинофестивале 21 мая состоялась мировая премьера романтической трагикомедии «Анора» — нового фильма режиссера «Проекта Флорида» и «Мандарина» Шона Бэйкера. «Анора» претендует на «Золотую пальмовую ветвь», а главные роли в ней исполнили Майки Мэдисон и российские актеры Марк Эйдельштейн, Юра Борисов и Дарья Екамасова. Вместе с режиссером и остальной съемочной группой они вышли на красную дорожку представить картину, а на следующий день ответили на вопросы на традиционной пресс-конференции.
Oh, hi Mark!
Анора — имя главной героини в исполнении Мэдисон, которая не любит его полную версию и предпочитает, чтобы все вокруг называли ее Ани. Дерзкая 23-летняя нью-йоркская эскортница влюбляется в своего клиента — ровесника и сына русского олигарха Ивана, которого сыграл Эйдельштейн. Молодой человек приехал в США учиться, но больше тратит времени на видеоигры в роскошном особняке.
В лучших традициях «Красотки», если бы она имела хоть малейшее сходство с реальностью эскорт-бизнеса, после расчета за предоставленные услуги Ваня предлагает Ани провести вместе новогодние каникулы и пожениться в Лас-Вегасе. Не очень-то рады внезапной невестке родители Вани. По настоятельной просьбе главы семейства русские гангстеры — среди них молчаливый Игорь, он же Юра Борисов — выслеживают новоиспеченных молодоженов, чтобы расторгнуть брак и вправить мозги инфантильному чаду.
Бэйкер, которого называют завсегдатаем Каннского кинофестиваля, рассказал на пресс-конференции, что попробовать Эйдельштейна на роль Вани ему предложил как раз Юра Борисов.
— Мы запланировали звонок по Zoom. Рассказали Марку, что в фильме будут эротические сцены, возможно, ему придется обнажиться. Он сказал: «Окей». Мы отправили ему одну из сцен, а через пару часов получили видеопробы, на которых он был голым. И с вейпом. Ну как не дать роль такому актеру? — рассказал режиссер.
Он подчеркнул, что все артисты полностью вжились в свои роли и делились идеями относительно персонажей. Эйдельштейн тоже предлагал некоторые эпизоды. Сам 22-летний актер, известный в России по фильмам «Сто лет тому вперед», «Страна Саша», «Праведник» и сериалу «Монастырь» добавил, что режиссер на съемках выпустил из него монстра. Бэйкер в свою очередь отметил, что «этот монстр уже был внутри Марка».
— Шон проделал со мной потрясающую работу. Все же я не сын олигархов и, к сожалению, у меня нет самолета. Для меня это была еще одна темная сторона, о которой я никогда не знал. И Шон открыл ее для меня. Когда ты можешь делать все, что захочешь, когда у тебя есть деньги и тотальная свобода, — рассказал российский актер.
Эйдельштейн в фильме как минимум в полной мере воспользовался возможностью материться на экране. В отечественном кино это не очень приветствуется, но русский мажор в США вряд ли будет разговаривать иначе, отметил кинокритик и обозреватель «Известий» Сергей Сычев, который посмотрел картину на фестивале.
— Все внимание опять досталось Юре Борисову, который с годами оттачивает до совершенства умение эффектно молчать в кадре, а каждое слово произносить так, чтобы оно было на вес золота, — добавил критик.
Золушка а-ля рус
На пресс-конференции Бэйкер также рассказал, что сценарий «Аноры» изначально писался под Майки Мэдисон. Режиссер планировал завершить работу за три месяца, но процесс затянулся больше, чем на год. Все это время они были на связи и обсуждали характер героини и ее развитие.
— Юмор необходим, когда ты рассказываешь истории о людях. Это же часть нашей жизни. Я не могу смотреть фильмы, в которых нет юмора. И главный вызов состоял в том, чтобы найти баланс между драмой и комедией, потому что по сути история Аноры очень трагична. И в этом большая заслуга нашей замечательной актерской команды, они во многом помогли мне отыскать этот баланс, — сказал постановщик.
Эйдельштейн также поблагодарил свою партнершу и назвал Мэдисон огромным профессионалом. По словам актера, она каждый раз подбадривала его, что тот может делать на съемках все, что хочет.
— И тогда это уже были не просто постельные сцены, это были сцены любви. Это была концентрация любви, такая атмосфера была на съемках. И тогда ты уже на очередную такую сцену реагируешь: «Окей, еще одна секс-сцена. Восхитительно. Это не очередная постельная сцена, а уже просто наш обычный день», — пошутил артист.
Фильм уже прозвали историей современной Золушки а-ля рус, а сам Бэйкер признался, что около 15 лет мечтал снять фильм о русскоязычном комьюнити на Брайтон-Бич и Кони-Айленд. По его словам, съемочная группа тщательно следила, чтобы диалоги получились живыми, наполненными местным сленгом и шутками. Для этого на проекте был русский консультант.
— Он замечательный, был нашим скрипт-супервайзером. Перевел с английского те части сценария, которые предназначались нашим русским и армянским актерам. Вокруг меня было много ребят из команды, которые держали в курсе, работает ли сцена или нет. И, разумеется, актеры, для которых русский и армянский — родной язык. Я доверял им. Они понимали, что мне нужно, и помогали мне с русским и армянским, — сказал Бэйкер.
Овации на семь минут
На момент написания текста оценка «Аноры» на сайте Metacritic — 87, она получена на основе десяти рецензий кинокритиков. Публика восторженно приняла «Анору»: по данным издания Variety, картина удостоилась аплодисментов, длившихся семь с половиной минут, а в Deadline насчитали все десять. Перед пресс-конференцией режиссер не скрывал радости — лента собрала исключительно положительные отзывы.
Питер Дебрюж в Variety отмечает, что Бэйкер подтвердил свое мастерство открывать публике таланты. Критик особо выделил исполнительницу главной роли, а Марка Эйдельштейна сравнил с Тимоти Шаламе. Впрочем, родившаяся на просторах российских телеграм-каналов шутка про Марка Шаламе — в первую очередь из-за внешнего сходства — в Каннах явно вышла из-под контроля. В некоторых рецензиях авторитетных критиков актера так и подписывают.
Химию между героями Мэдисон и Эйдельштейна, а также их потенциальное счастливое актерское будущее отмечают в Vanity Fair. Однако больше всего мировая пресса и зрители в восторге от «обаятельного, но пугающе молчаливого Юры Борисова». По большей части молчал актер и на пресс-конференции «Аноры». Борисову, кстати, представлять Россию в Каннах не впервой. В 2021 году он приезжал на Лазурный берег сразу с двумя фильмами — «Петровы в гриппе» и «Купе номер 6» Юхо Куосманена. Последний тогда получил Гран-при и увез из Канн «Золотую пальмовую ветвь».
Сорвет ли «Ветку» расхваленная «Анора» — вопрос спорный. По мнению Сергея Сычева, фильм все-таки страдает многословием, схематизмом и предсказуемостью, да еще и длится минут на сорок дольше, чем стоило бы. Но это не отменяет важного факта: полноценный актерский ансамбль из России присутствует в конкурсе главного киносмотра мира. И никто ни разу не сказал нашим артистам, что им следует стыдиться своего происхождения. Так фестиваль дает понять, что культурный диалог продолжается, хотя его хрупкость всем присутствующим вполне очевидна.