Максим Шевченко: «Крушение Израиля неизбежно, на мой взгляд, как и крушение любого архаического проекта, который пережил сам себя»
В Иране произошла трагедия, подозрительно вписывающаяся в контекст сегодняшних мировых перипетий. Президент страны Эбрахим Раиси погиб при крушении вертолета.
Вместе с ним на борту были глава МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян, имам мечети иранского города Тебриза Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем и губернатор провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмати, им тоже не удалось спастись.
Катастрофа случилась на северо-западе Ирана. Раиси возвращался со встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Случившееся разу же повлекло за собой слухи о происках главных врагов Ирана – силовиков Израиля. Израиль в свою очередь поспешил откреститься от случившегося.
Создаст ли гибель второго лица в Иране (первым является великий аятолла Хаменеи) вакуум власти? На этот и другие важные вопросы нам ответил журналист и общественный деятель Максим Шевченко.
«ВН»: – Максим Леонардович, есть ли сейчас угроза политической стабильности в Иране из-за этой трагедии?
– В иранской шиитской культуре смерть духовного лица, сеида (то есть прямого потомка пророка Мухаммеда) скорее укрепляет, а не разрушает. А тем более сеида, который был таким революционером, каким был аятолла Раиси. Эта смерть приобретает такое религиозное измерение. Это можно сравнить… со смертью Ленина, например. Она скорее скрепила советскую власть. Клятва над гробом Ленина и всё такое.
Наступает такая ритуальная мистическая часть. И там это еще глубже, потому что в центре иранского религиозного исламского мировосприятия лежит смерть.
Если пытаться Иран рассматривать в контексте европейского западного мировосприятия, то там вообще ничего не поймешь. И мое мнение: эта смерть безусловно вызовет какие-то перестановки в руководстве, сдвиги каких-то блоков, но в целом она скорее укрепит и консолидирует современный теократический режим Ирана.
«ВН»: – На этом фоне Международный уголовный суд добивается ордеров на арест лидера ХАМАС Яхьи Синвара и премьер-министра Израиля Нетаньяху по обвинениям в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
– Ну там не только Нетаньяху, но и министра обороны Израиля Йоава Галланта. И еще двух высокопоставленных лидеров ХАМАС – Мохаммеда Диаба Ибрагима аль-Масри и Исмаила Хании, у которого убили шесть человек в семье, включая его внучку малолетнюю.
Мне кажется, так как Израиль не признает ХАМАС как оппонента и отказывает ему в праве на существование, то для Израиля это дополнительный удар такой. А ХАМАС как-то сумеет отбиться, я думаю. Для ХАМАС это дело привычное. А вот для Нетаньяху, который привык таким королем ездить по всем странам, это шок. Теперь любая поездка в Европу для него и для Галланта – это возможность ареста.
Такие же ордера, я бы добавил, будут выписаны на ряд депутатов Кнессета. И я об этом говорил еще в октябре прошлого года, когда начиналась эта ситуация и Израиль еще не погряз в крови и трупах детей. Я тогда предупреждал, что всё может привести к этому, что обязательно будут выписаны эти ордера. Я оказался прав.
«ВН»: – Складывается такая ситуация, что из всего «цивилизованного» мира поддерживает Израиль только Америка. Израилю впору перемещаться на Аляску? Как им со всем этим жить теперь?
– Просто мало кто понимает, что Израиль – это есть Америка. Израиль – это фактически еще один штат США, который вынесен на Ближний Восток.
«ВН»: – Откуда и сравнение с Аляской.
– Да, Израиль был создан. Весь современный Ближний Восток возник после того, как Османская империя была побеждена, расчленена и оккупирована. Сначала Англией и Францией. США тоже хотели в этом участвовать, но у них не получилось. Они хотели создать Великую Армению, которая должна была простираться от Черного моря до Каспийского. У Вудро Вильсона был такой проект. Но Кемаль сорвал этот процесс.
А французы и англичане нарезали там вот эти вот марионеточные государства, которые не имели никакого исторического обоснования для своего существования в таком виде, в каком они появлялись.
Принимались решения: где границы Иордании, Сирии, Палестины, Израиля. Решали какие-то дипломаты, собравшиеся за стаканом виски. Хорошего виски, я думаю. И выкурив хорошую сигару… Французы и англичане – какие-нибудь Сайкс и Пико – говорили: «Вот это вот вам, а это нам. Это вам, а это нам».
Также был создан и Израиль тоже. Он был создан после Второй мировой войны, потому что местные ближневосточные евреи не хотели никакого государства. Они прекрасненько жили с мусульманами, христианами – тысячелетиями. Не ссорились и в общем были абсолютно довольны своей судьбой. Идея национального еврейского государства – это идея европейская. Ее продумали и выработали ашкенази – одна из групп европейских евреев. Сефарды, испанские, португальские евреи – были на самом деле против сионизма.
В войне ашкенази принесли огромные жертвы (а в основном в холокосте пострадали они – восточноевропейские и немецкие евреи) во время чудовищных злодеяний нацистов. И после войны Голда Меир съездила в Штаты. И Трумэн сказал: «Вы должны переселить сто тысяч европейских евреев ашкенази туда». То есть на территорию подмандатной Палестины.
Тут как раз кончался мандат Лиги Наций, который англичане получили на управление Палестиной. И так был создан Израиль. Это чисто американский продукт. Причем он создан именно Демократической партией США. И он создан для того, чтобы контролировать Ближний Восток. Чтобы не играть в «игры исламских государств». А вот вам государство, которое населяют в основном европейцы. Приехавшие туда люди никакого отношения к этой земле не имели. По их мифологии – сколько-то тысяч лет назад бог их предкам выдал мандат на владение этой территорией. Еще раз подчеркиваю: местные евреи с этим не были согласны. Их просто заткнули террором.
И они создали это государство, которое является продолжением Соединенных Штатов Америки. Продолжением политической системы США, продолжением военной машины США.
Я противник пересмотра прошлого. Уже выросло четыре поколения израильтян как минимум, а то и пять. Для многих из них эта земля стала родиной. Я решительный противник депортаций, этнических чисток, зачисток. Я за то, чтобы израильтяне и палестинцы договорились между собой. Либо о двух государствах – это на мой взгляд худший вариант. Либо об одном государстве, в котором будут нормально цивилизовано жить. Как живут евреи и арабы в Америке, например. Как живут в России христиане и мусульмане. Всегда есть какие-то бытовые проблемы, да. Но в целом абсолютно нормальный фон жизни, когда в основу гражданства положены не этнические или религиозные фанатические представления о реальности, расовой исключительности, а просто политические принципы уважения к человеческим взглядам, религии и тому подобное.
Я думаю, что конец Израилю приходит сейчас. Это нечто искусственно созданное, как и многие национализмы были искусственно созданы при поддержке западных мыслителей и политиков местными интеллектуалами. Арабский национализм придумал Мишель Афляк – православный христианин из Сирии. Он был основатель партии Баас и теории арабского социализма, арабского национального самосознания.
Это выдающиеся люди были, такая была эпоха, когда казалось, что национализм – это то, что решает проблемы народов. На самом же деле национализм – это способ управления миром со стороны покровителей всех этих национализмов. А выясняется, что все эти покровители находятся в США.
Я думаю, что крушение сионистского националистического проекта, которое мы наблюдаем, может привести к совершенно новым форматам жизни и бытия в том числе в исламском мире. Мир перестраивается сейчас, как огромный трансформер.
Крушение Израиля неизбежно на мой взгляд, как и крушение любого архаического проекта, который пережил сам себя. И это откроет возможность для нормального нового человеческого будущего.
«ВН»: – Не хотелось задавать этот вопрос в самом начале беседы. Сначала мы дали контекст. Но теперь самое время: «Трагедия в Иране может быть терактом, делом рук Израиля и США?»
– А это неважно на самом деле. Важно, что объявит Иран. Версию теракта, как ни странно, выдвинул Нетаньяху. Потому что если Израиль объявляет, что это теракт и кто-то внешний убил президента, то тогда Иран должен объявлять войну тому, кто убил. А кандидат на это убийство только один – Израиль. И это мечта Нетаньяху, потому что тогда Иран наносит удар по Израилю. Американцы будут вынуждены поддержать Израиль – и начнется большая война, которая имеет тенденцию к перерастанию в мировую. И Нетаньяху тогда может плюнуть на этот ордер уголовного суда. И сидеть себе спокойно, прикрывшись американской военной мощью.
Но иранцы умные. Поэтому я думаю, что они не объявят о том, что это теракт.
Если же они знают, что это на самом деле теракт, то они будут действовать, как действовали последние пару десятилетий. То есть постепенно, медленно, не торопясь, не акцентируя внимание на сиюминутных моментах, без экспрессии. А просто давя и подминая под себя Ближний Восток. Иранцы фактически контролируют 2/3 Ирака, Сирию, Южный Ливан. И Иран понемногу из подсанкционной страны превратился в державу, которая является ключевой среди исламских стран. Наверное нет более мощной самостоятельной державы, чем Иран, среди них. И за спиной Ирана стоит Китай. И Россия помогает Ирану.
*Палестина в период британского мандата (1919–1948) была подмандатной территорией Лиги Наций.