Невыносимая тяжесть бытия
Первый номер «Крокодила» появился в 1922 году – на заре государственной сатиры как идейного оружия массового поражения чуждых советской власти элементов. Наравне с пьяницами в журнале выводили на чистую воду стиляг, шпионов, западный империализм и так далее.
А вот первый выпуск «Фитиля» вышел в 1962-м – в эпоху космоса, ландышей и прочей оттепели. Да и цель «детонации» была сугубо внутренняя, почти домашняя – разгильдяи, пьяницы, бюрократы. Но никаких «безродных космополитов» и «врачей-убийц» уже не было и в помине.
Но годы смерти обоих журналов примерно совпадают – начало 2000-х. Причины – тоже почти совпадают, и они какие-то совсем не смешные, скучные: проблемы с финансированием, отказ продлевать контракты. У «Крокодила» еще была пара попыток возродиться, последняя – с назидательной преамбулой, что российской журналистике не хватает юмора и сатиры. На самом деле журналистика тут ни при чем – в самом обществе уже лет 15, как легкость жизни и чувство юмора становятся когнитивным атавизмом. Наверху – «протокол». Внизу – «разборки». Невыносимая тяжесть бытия.
Ну а если все-таки отыскать в себе остатки юмора или просто улыбки, которых в советских фильмах и советское время было гораздо больше? Эпохального «Фитиля», наверное, уже не получится, а вот добра вокруг станет побольше точно.