Беспорядки в Бишкеке – явное следствие миграционного кризиса
13 мая в Бишкеке между местными жителями и проживавшими в столице иностранцами произошла драка, которая и стала причиной последующих беспорядков. По версии МВД Киргизии, события развивались следующим образом. В ночь на 13 мая около 02.00 возле пиццерии в микрорайоне «Восток-5» группа неизвестных лиц в количестве четырех человек встретила группу иностранных студентов. Между ними возник конфликт, в связи с чем иностранцы начали убегать к месту своего проживания – хостелу по улице А. Огонбаева. Преследовавшие их местные жители зашли в хостел, где избили иностранцев, отобрали у них деньги, личные вещи и начали заходить в другие комнаты. На крик проживавших в одной из них девушек собрались другие иностранные постояльцы, после чего началась драка. Трое нападавших бежали, оставив одного из своих, который получил телесные повреждения. Постояльцы хостела вызвали ему скорую, отправили его в больницу, где он предпочел представиться чужим именем.
Вся хронология событий и обстоятельства произошедшего, включая драку во дворе хостела, как отмечается в сообщении МВД, были зафиксированы на камеры наружного наблюдения. По итогам событий были задержаны и помещены в изолятор временного содержания четверо иностранцев. Кроме того, были задержаны двое из четверых напавших на них местных жителей, которые оказались выходцами из Кеминского района столичной Чуйской области. По факту драки в хостеле было возбуждено уголовное дело по статье 280 УК Киргизии «Хулиганство группой лиц по предварительному сговору». Кому именно по ней предъявлены обвинения – иностранцам или напавшим на хостел местным жителям, МВД не уточнило.
17 мая видео с дракой появилось в сети. Вечером тот же дня на пересечении улиц Курманжан-Датка и проспекта Чуй собралась толпа местных жителей, недовольных произошедшим. К 22.00 их численность, по оценке МВД, достигла 500-700, а по данным СМИ – 1000 человек. Они перекрыли две улицы, начали бить стекла и ворвались в студенческое общежитие, где проживали студенты из Южной Азии.
Кроме того, по данным ГУВД Чуйской области, примерно в 4:30 около 60-70 человек устроили погром в швейном цехе, где работали и проживали граждане Индии, Бангладеш и Пакистана. Погромщики избили иностранцев, украли у них деньги и сотовые телефоны. В результате 14 иностранцев получили травмы, а трое из них были госпитализированы.
Всего в ходе этих беспорядков, по информации министерства здравоохранения, пострадали 29 человек. 15 из них оказали помощь на месте, а остальные были доставлены в больницы.
Сразу после беспорядков Пакистан начал эвакуацию своих граждан из Киргизии. Как сообщали местные СМИ, с ночи 20 мая в аэропорту Манас находились сотни граждан Пакистана, число которых быстро росло. Причем среди них были как студенты, так и семьи с малолетними детьми. Только на 21 мая в Пакистан было запланировало 8 рейсов. По словам премьер-министра и главы МИД Пакистана Мохаммада Исхака Дара, правительство организовало ряд коммерческих рейсов, с помощью которых планировалось вывезти на родину 670 пакистанцев. В большинстве своем они являлись студентами, обучавшимися в киргизских вузах. По данным МВД Пакистана, в Киргизии обучалось около 11 тысяч студентов из этой страны.
Утром 18 мая ситуацию прокомментировал глава Госкомитета национальной безопасности Киргизии Камчыбек Ташиев, заявивший, что среди участников акции протеста были провокаторы, которые распространяли провокационные сообщения через WatsApp. Причем среди участников беспорядков, по его словам, были и вооруженные люди. 22 мая МВД Киргизии сообщило о задержании семерых местных жителей. Двое из них подозревались в погроме и избиениях иностранцев, проживавших в общежитии, а еще пятеро – в нападении на швейный цех в Чуйской области.
Судя по новостному сюжету телеканала 24.kg, освещавшему беспорядки, у протестовавших явно прослеживаются антимигрантские мотивы. Участники акции протеста требовали наказать виновных и выдворить из страны иностранцев, которые находятся в ней незаконно. Среди них упоминались граждане Пакистана, Индии и Бангладеш. Так, один из участников акции в интервью телеканалу заявил, что собравшиеся требуют, чтобы отпустили задержанных местных жителей и «разобрались с иностранцами, которые здесь находятся, вы же знаете, их тысячи, многие из них живут без документов, и как они вообще попали в страну, неизвестно».
Возникновение проблемы с мигрантами из Южной Азии в Киргизии отнюдь не случайно. Многие из них учатся в киргизских вузах. По привлечению иностранных студентов Киргизия в последние годы заняла первое место в Средней Азии и одно из первых мест в СНГ. Это являлось сознательной стратегией по увеличению доходов местных вузов от предоставления образовательных услуг иностранцам.
С 2017/2018 по 2021/2022 учебный год число студентов из стран дальнего зарубежья в Киргизии, по данным Национального статкомитета, выросло втрое – с 8 до 24 тыс. чел. Большинство из них являются выходцами из стран Южной Азии – Индии и Пакистана. Причем доля пакистанцев среди студентов из дальнего зарубежья за пять лет выросла почти в пять раз – с 6,5 до 31,8%. Основная специальность, по которой они обучаются – медицина. О финансовой заинтересованности вузов республики в притоке иностранных студентов говорит тот факт, что среднегодовые поступления от них составляют 4,7 млн киргизских сомов (около 53 млн долларов США по текущему курсу).
На 2022/2023 год в вузах страны обучались 71,7 тыс. иностранных студентов. Первое место по их численности занимали выходцы из соседнего Узбекистана (40,3 тыс.), который для Киргизии дальним зарубежьем отнюдь не является (на юге Киргизии проживает многочисленное узбекское население). На втором месте по этому показателю находилась Индия (15,3 тыс.), а на третьем – Пакистан (8,4 тыс.), многократно опережавшие все прочие страны СНГ и дальнего зарубежья.
Проблема заключается еще и в том, что рост иностранной студенческой «диаспоры» произошел в очень короткие сроки. Еще в 2012/2013 учебном году ее численность в Киргизии составляла всего 11,3 тыс., в том числе из Индии – 1 137 чел. То есть за десять лет количество индийских студентов в республике выросло в 13,5 раза. На фоне миллионного населения Бишкека значительной их численность не выглядит. Однако, учитывая фенотипические (внешние), этноязыковые и прочие отличия от местного населения, столь быстрый рост их числа, видимо, стал бросаться местному населению в глаза.
Как выяснилось после беспорядков, южноазиатские мигранты присутствовали в Киргизии отнюдь не только в качестве студентов. По информации киргизских СМИ, ссылающихся на источники в местной легкой промышленности, после нападений на иностранцев в середине мая и их массового отъезда в республике закрылись 64 швейных цеха, в которых работали выходцы из стран Южной Азии. Швейные предприятия КР охотно использовали труд мигрантов из Индии и Бангладеш, так как местные девушки, научившись шить, начинали работать дома и устраиваться на работу не желали. На одном из таких предприятий, которое работало на российский рынок и шило классические костюмы, было задействовано 20 мигрантов, а после беспорядков остался один. Несмотря на разговоры о том, что выходцы из Южной Азии забирают у местных рабочие места, выполнять эту работу, по словам одного из предпринимателей, последние не хотят, хотя уровень оплаты труда для всех одинаковый.
По признанию владельцев швейных цехов, нелегально работающих мигрантов в Киргизии действительно много. Нередко их обманывают фирмы, которые привозят иностранцев по туристическим визам, обещая продлить документы на год, а потом закрываются. Тем самым иностранцы становятся нелегалами и, чтобы выжить, работают нелегально. Все это свидетельствует о складывании криминальных сетей, ориентированных на импорт рабочей силы из Южной Азии.
Любопытно, что наличие проблемы с притоком мигрантов из Южной Азии признал и глава ГКНБ К. Ташиев. По его словам, в апреле и мае в их отношении проводилась активная работа и в день выявлялось по 20-30 нелегальных мигрантов, в основном граждан Пакистана и Бангладеш. Несмотря на то что более 1,5 тыс. пакистанцев и 1 тыс. бангладешцев уже выдворено, в республике все еще остается около 5 тыс. нелегальных мигрантов.
Получается, что Киргизия, которая активно поставляет мигрантов в Россию, сама страдает от притока мигрантов из Южной Азии, вызывающего недовольство местного населения. Более того, власти признают озабоченность местного населения чрезмерным присутствием иностранцев во многом обоснованной. И, к слову, отнюдь не обвиняют его в национализме и ксенофобии, как они это делают в отношении России, где мигрантов в сотни раз больше.
Александр Шутов, по материалам: Ритм Евразии