В «Войне и мире» углядели инцест
Еще недавно общественность восхищалась дорогим трейлером новой экранизации "Войны и мира" — британского сериала, который в новогодние праздники начнет демонстрировать телеканал BBC. Теперь восхищение сменилось разочарованием. Газета The Telegraph рассказывает, что успевшие посмотреть первые серии западные специалисты по творчеству Толстого возмутились вольностью обращения авторов с некоторыми сюжетными линиями. Так, сериал недвусмысленно намекает на инцестуальную связь между первой женой Пьера Безухова, холодной красавицей Элен, и ее братом Анатолем. Автор сценария Эндрю Дэвис, впервые прочитавший один из главных романов в истории мировой литературы только ради работы над сериалом, считает, что такой ход вполне оправдан: по его мнению, Толстой "прозрачно намекал" на сексуальные отношения брата и сестры, но не мог выражаться открыто вследствие норм приличий и цензурных соображений XIX века. Кроме того, Дэвис заметил, что в его сериале будет "довольно много наготы. Там, где люди должны быть обнаженными, они и будут". Кажется, Толстой не описывает сцен мытья в бане, что же касается сексуальных отношений, то известно, что нагота в них у высшего сословия в XIX веке не очень-то практиковалась.
Исследователь "Войны и мира" Эндрю Кауфман не соглашается со сценаристом: "В тексте нет никакого подтверждения такой трактовки. Там этого просто нет! Они смотрят на роман XIX века с точки зрения века XXI-го. На самом деле Толстой просто завуалированно показывает, что эти герои были аморальны". Не знаем, что тут завуалированного: Толстой безо всяких обиняков пишет о попытке Анатоля похитить Наташу и о меркантильности и распутстве Элен. В 1812-ом году жена Безухова заболевает и вскоре умирает, доверившись итальянскому врачу. "Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей, и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства", — пишет Толстой, из чего можно заключить, что Элен забеременела и пыталась вытравить плод. Но ее брат, который параллельно теряет ногу на войне, тут совершенно не при чем. Историк Саймон Шама говорит: "У этих брата и сестры действительно сложные отношения, но страстная постельная сцена тут совершенно неуместна".
Надо сказать, проблема с трактовкой судьбы Элен возникла не только у британцев: во французско-итальянском сериале 2007-ого года, снятом Робертом Дорнхельмом, светская красавица во время вторжения французов в Москву спит с французским офицером и заражается от него сифилисом. Трудно сказать, что хуже — это или инцест с братом.
Не дожидаясь, пока на сериале оттопчутся защитники классики, которые с удовольствием громили три года назад "Анну Каренину" Джо Райта, обратимся к первоисточнику. Вот цитаты из "Войны и мира" об отношениях Элен и Анатоля Курагиных:
"Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля", — размышляет влюбившийся в Элен Пьер о светских сплетнях, носившихся в салонах.
"Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее". Не очень-то похоже на влюбленную женщину — выступать в роли сводницы для возлюбленного, хотя всякое, конечно, бывает.
"Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге — с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них", — кричит взбешенный Пьер на Анатоля. По крайней мере один человек считает, что такие женщины, как Элен (распутные), во вкусе Анатоля.
Однозначных выводов из всего этого сделать нельзя. Поэтому предположим, что сценарист Дэвис, видимо, пересмотрел "Игры престолов", и посоветуем всем расстроенным освежить в памяти классическую экранизацию Сергея Бондарчука.
Корреспондент Виктор Рожков