Отечественная туристическая отрасль предвкушает большие прибыли. Миллиарды долларов, которые тратили россияне на двух самых популярных иностранных туристических направлениях – в Египте и Турции, теперь могут остаться внутри страны. Однако для этого владельцам российских гостиниц и ответственным за отрасль чиновникам нужно преодолеть целый ряд проблем. России регулярно предлагают брать пример с двух крупнейших экономик мира – США и Китая. У первых предлагают учиться стимулированию частного бизнеса, организации местного самоуправления, свободе слова. У второго – крупным госпроектам, самостоятельности в отстаивании собственных интересов, защите национальной культуры.
Но у США и Китая есть еще одна общая черта, про которую у нас, к сожалению, пока вспоминают гораздо реже. Это очень высокий уровень развития внутреннего туризма. Китайцы и американцы любят путешествовать по своим родным странам и тратят на это сотни миллиардов долларов. Если в 1998 году число внутренних туристических поездок в Китае оценивалось в 665 миллионов, то в 2010-м – уже в 1,6 млрд. Китайские туристы в том году потратили 777 млрд юаней, то есть более 120 млрд долларов. Иностранные туристы оставили в стране почти в три раза меньше – 45 млрд.
Население США меньше китайского почти на миллиард человек, однако на внутренний туризм американцы тратят еще больше. В 2011 году американцы совершили 1,5 млрд поездок на отдых (и еще 0,5 млрд бизнес-поездок, которые в США также включают в статистику туризма), общая непосредственная прибыль отрасли составила 813 млрд долларов, а опосредованная – еще 1,1 трлн. При этом иностранные туристы потратили в США 153 миллиарда долларов, а американцы оставили за рубежом 110 миллиардов, то есть положительное сальдо – 43 миллиарда.
Подсчитано, что если бы не туризм, то каждое американское домохозяйство было бы вынуждено платить на 1000 долларов больше налогов ежегодно для сохранения нынешнего уровня
наполняемости бюджета США.
В России в прошлом году
внутренний туризм вырос на 30–40%. Росстат также подсчитал, сколько иностранцев приехало в Россию, а сколько россиян выехало отдохнуть за границу, но узнать из официальных источников, сколько денег российские туристы потратили в России, не удалось. Впрочем, даже в отсутствие этой информации вряд ли кто-то будет спорить с тем, что въездной и внутренний туризм может и должен быть серьезным источником пополнения российского бюджета – так же, как это происходит в США и Китае.
Интерес граждан России к внутреннему туризму
подтверждает ВЦИОМ. По данным социологов, две трети россиян (67%) считают необходимым сосредоточить усилия российских властей на развитии внутреннего туризма, а не на безопасности заграничных поездок. При этом, по мнению директора по коммуникациям ВЦИОМ Андрея Фирсова, «ожидания, что запреты на полеты в Египет приведут к росту внутреннего туризма, не выглядят очевидными». «Наши более ранние опросы показали, что скачок валютных котировок – весомый ограничитель для зарубежных поездок – не оказал заметного влияния на внутренний туризм ввиду неразвитости существующей инфраструктуры», – предупредил он.
По словам владельца московской туристической компании Season Tours Анны Булгаковой, главным ограничительным фактором для внутреннего туризма является недостаток гостиничных номеров.
«Первой реакцией на закрытие зарубежных пляжных направлений у населения было немедленно начать заказывать места на российских курортах, потому что к весне свободных мест не останется. Это, несмотря на значительное расширение отельной базы в Сочи и некоторых других направлениях, остается самой серьезной проблемой. Мест нет. Есть хорошие гостиницы, в том числе работающие по системе «все включено», но попасть туда в сезон даже в 2014–2015 годах было крайне сложно», – отметила Булгакова в интервью газете ВЗГЛЯД.
На Кавказе и в Крыму еще с советских времен развит частный сектор, с которым туристические компании, как правило, не работают. Владельцы этой недвижимости в силу возраста или привычки не умеют контактировать с вероятными постояльцами. В Северо-Западном Крыму в августе текущего года многие дачные дома стояли пустыми, потому что хозяева привыкли искать жильцов, встречая поезда или стоя возле трассы с табличкой «Сдается дом у моря», но поездов в этом году практически не было, а на автомобиле с Керченской переправы до Евпатории обычно доезжают немногие.
Уровень проникновения онлайн-бронирования и в частном секторе, и в небольших гостиницах на Черном море весьма невысок, в отличие от Средиземноморья или Адриатики, где практически во всех странах можно снять хоть виллу, хоть кровать в хостеле через любой популярный сайт, вроде Booking.com или Airbnb.
По мнению Анны Булгаковой, главное, что государство может сделать для внутреннего туризма, – это обеспечить надлежащую рекламу. «Каждое зарубежное направление, выходя на российский рынок, вкладывало большие средства в рекламу, потому что туризм – продукт визуальный. Мало сказать «отдыхайте в России», нужно показать интереснейшие места и программы отдыха, заинтересовать потребителя. К сожалению, Ростуризм не уделяет этому должного внимания, а возможно, и не имеет нужного финансирования», – отметила она.
Руководитель проекта Newkolhoz Константин Терещенко, развивающий агротуризм в Новосибирской области, согласен с тем, что главная поддержка, которую государство может оказать внутреннему туризму, – это информационная. «Внутренний туризм, агротуризм – он подразумевает, что им занимаются жители крупных городов. Я как могу популяризую Барабинский район, где расположены наша ферма и охотничий домик – пишу в соцсетях, на сайте нашего проекта. Но эту функцию должно взять на себя государство – создать туристическую визитную карточку для каждого из 30 районов Новосибирской области», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Также Терещенко отмечает серьезную кадровую проблему – «элементарную улыбку из сотрудников приходится выжимать». Туристические факультеты в вузах, по его мнению, проблему не решают, так как готовят управленцев, а не хватает, как и в других отраслях экономики, квалифицированных местных кадров. В случае туризма – хотя бы гостеприимных.
Из положительных моментов, которые уже способствуют развитию внутреннего туризма, Булгакова отмечает авиаперевозки («аэропорты Симферополя и Сочи работают с максимальной загрузкой, цены на билеты доступны любому россиянину»), а Терещенко – предоставление субсидий предпринимателям, которые занимаются развитием туризма («если бизнес-план реальный, то тебе компенсируют затраты»).
Разумеется, существующей инфраструктуры и уровня поддержки недостаточно для взрывного роста внутреннего туризма. Слишком долго на отрасль на государственном уровне вообще не обращали внимания, а бизнесу было более комфортно работать с более предсказуемыми иностранными партнерами. До начала курортного сезона в Крыму и на Кавказе осталось полгода – новых гостиниц за это время не построишь, но создать, например, сайт с предложениями от частных лиц вполне реально. Или запустить по телевидению массовую рекламу не самых очевидных внутрироссийских туристических направлений.
Американцы путешествуют по США не потому, что у них нет денег, чтобы доехать до Мексики или Канады, и не потому, что им запрещено летать на Кубу. Просто им нравится путешествовать по родной стране. Задача российской туристической отрасли – сделать так, чтобы гражданам России тоже нравилось отдыхать дома больше, чем в других странах. Потому что насильно мил не будешь.
Теги:
туризм, экономика США, отдых, курорты, экономика Китая