Шерифы Дикого Севера
0
Сегодня Госдума приняла в первом чтении закон, который расширяет полномочия полиции в части обеспечения безопасности объектов ТЭК страны. По словам депутатов, законопроект правительство РФ начало готовить еще более двух лет назад. Однако, их коллеги, слушающие доклад замминистра МВД, уверены, что меры предлагается принять на фоне энергоблокады Крыма, произошедшей после теракта на энергосетях в Украине, а также возможной террористической угрозы со стороны джихадистских группировок. Более того, поскольку новации в первую очередь важны для нефтегазового комплекса регионов «тюменской матрешки», то некоторые депутаты даже предложили ввести режим ограниченного въезда на север, как это было при СССР.
В среду вечером Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона о поправках в отдельные законодательные акты по вопросам контроля за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
Как пояснил Znak.com председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, который являлся содокладчиком по этому вопросу (законопроект представлял замминистра МВД Игорь Зубов), этот закон внесло в парламент правительство РФ, которое определило, что контроль в сфере обеспечения объектов ТЭК будет осуществлять полиция. Ранее, по его словам, подобных полномочий у МВД не было. «Согласно разработанным нормативно-правовым актам, эти функции не предусматривают привлечения дополнительных сил и финансовых средств на содержание полиции, - пояснил Завальный. - Мы уже получили положительные отзывы на законопроект из Общественной палаты РФ, где проходили слушания по этому вопросу, из Совета Федерации. Думаю, что в феврале-марте закон будет принят во втором чтении».
Бывший газовый генерал из ХМАО Павел Завальный приветствует расширение полномочий МВД в части контроля за энергетической отраслью
К слову, об усилении мер по защите нефтегазовых объектов сегодня говорил и губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. «Округ обеспечивает страну углеводородами, и для нас вопрос безопасности актуален всегда. Сегодня, в связи с новыми вызовами, требования к безопасности ужесточены. Это логично», - сказал губернатор, отметив, что на важных промышленных, транспортных объектах, а также на объектах систем жизнеобеспечения участились проверки - «зачастую внеплановые, чтобы все были в постоянной готовности». На территории округа находится уникальный объект «Надымский крест», где сходятся 17 газопроводов. «Охрана этого участка особенно усилена, ведь от этих труб питается 80% населения страны», - пояснили в пресс-службе губернатора.
Самое интересное в законе - полномочия, которые даются полиции для обеспечения контроле за безопасностью на объектах ТЭК. Они, как оказалось, весьма скромные. Это проведение плановых и внеплановых проверок на этих объектах, участие представителей МВД в работе комиссий различных надзорных ведомств, таких, к примеру, как Ростехнадзор, составление планов по мероприятиям. К этой работе планируется привлечь 115 сотрудников по всей стране, которые будут перераспределены внутри структуры МВД. Источники Znak.com, знакомые с ситуацией, говорят, что основным вопросом, который решался внутри правительства РФ, была дилемма - доверить эту работу полиции или ФСБ. В конце концов было решено поручить ее МВД.
Павел Завальный поясняет, что до последнего времени контрольная функция по вопросам безопасности в ТЭКе лежала лишь на Ростехнадзоре и то в части промышленной безопасности. Поэтому расширение полномочий полиции, особенно с точки зрения противостояния антитеррористической угрозе, он приветствует. Депутат из Югры также отметил, что вносимый в Госдуму законопроект не связан с внешнеполитическими событиями такими, как энергоблокада Крыма, или теракты ИГИЛ (организация, запрещённая на территории РФ, - прим. ред.). «Решение о принятии этого закона обсуждалось еще два года назад», - пояснил Завальный.
Замминистра МВД Игорь Зубов сегодня долго убеждал депутатов в том, что полиция не будет физически охранять нефтегазовую инфраструктуру. Этим занимались и будут заниматься ЧОПы, вневедомственная охрана и служба безопасности компаний
Между тем, судя по вопросам, которые сегодня задавали заместителю министра МВД Игорю Зубову депутаты, в Госдуме практически не сомневаются, что законопроект связан как раз со сложной международной обстановкой. Некоторые народные избранники усомнились в адекватности предложенных мер и выступали за ужесточение политики в сфере безопасности нефтегазовой и энергетической отраслей страны.
Так, депутат Ян Зелинский из фракции ЛДПР подверг сомнению периодичность проверок, которые поручат проводить полиции. «Может не раз в три года, а раз в год?», - спросил он господина Зубова. Замминистра пояснил, что частота проверок будет зависеть от того, к какой категории относятся те или иные объекты. Он также сказал, что принимаемый закон не должен нагружать предприятия и компании дополнительными надзорными мероприятиями.
Коллега Зелинского из Тюменской области Владимир Сысоев и вовсе выступил с предложением ввести радикальные меры по безопасности на тюменском севере, где добывается почти половина российской нефти и порядка 80% газа.
Отметим, что накануне губернатор Тюменской области Владимир Якушев в ходе «прямой линии» прокомментировал вопрос о возвращении Ямалу статуса закрытой территории из-за расположения в регионе крупнейших объектов ТЭК. «Ямал действительно уже поднимал эту тему. Я сам 20 лет жил на Ямале, и этот регион длительное время был закрытой территорией. Туда без прописки практически невозможно было купить билет на самолет. Когда появилась магистраль, все стало гораздо проще. Мне кажется, что в нынешней ситуации этот вопрос имеет право на жизнь».
Тюменский губернатор Владимир Якушев считает, что вопрос введения в северных регионах режима ограниченного въезда имеет право на жизнь. А его ямальский коллега Дмитрий Кобылкин уже пытался это частично сделать еще два года назад, но, почему-то, получил в свой адрес немало критики
Возможно, позиция Якушева воодушевила Сысоева: «Ряд территорий России в свое время были «закрытыми». И сегодня, в частности на Ямале, в Югре, вопросы безопасности вышли на первое место, особенно в текущей ситуации. Даже за счет перераспределения штатной численности подразделений вневедомственной охраны полиции не решить эффективно эти вопросы. В Ямал и Югру на протяжении уже многих лет идет массовая внутренняя и внешняя миграция населения. И кто эти люди, никто не отслеживает». Сысоев предложил замминистра МВД вернуться к обсуждению вопроса об особом режиме въезда и пребывания в регионах «тюменской матрешки».
Но статс-секретарь Зубов отнесся к просьбе депутата Сысоева скептически. Он заявил, что вопросы миграции находятся в компетенции других органов власти. «Что касается вопросов въезда и выезда в озвученные вами регионы, то этим занимаются другие ведомства. Если же будет возникать такая необходимость, мы будем рассматривать такую возможность», - сказал замминистра МВД.
Депутат Тамара Плетнева из КПРФ также поворчала на тему недостаточности мер, которые предлагает законопроект: «Видимо, мы этот закон рассматриваем не просто так. Посмотрите на события в Крыму… И вот я слышу, что полиция не будет охранять эти объекты. С чем это связано? Экономите бюджет?».
Депутат Владимир Сысоев считает, что если бы въезд на Севера для отдельных категорий граждан был бы закрыт, то в городе Губкинском на Ямале не произошло бы несколько лет назад попытки теракта
Докладчик пояснил, что полиция в принципе не может заниматься охраной объектов ТЭКа. Эти функции осуществляют ЧОПы, вневедомственная охрана и служба безопасности компаний, работающих в этой отрасли. По его словам, в стране насчитывается около 10,5 тыс. таких объектов. «Государство пошло на беспрецедентный шаг и разрешило предприятиям ТЭК иметь свою охрану. Она насчитывает десятки тысяч сотрудников, которые вооружены. Там сильная охрана», - заверил Зубов.
Некую черту под обсуждением подвел коммунист Валентин Романов, который заявил, что поддерживает законопроект, но необходимо посмотреть на практике эффективность этих изменений и то, как точно сработает государственная воля. «Современная международная обстановка требует ужесточения мер», - заявил Романов.
В итоге в ходе часа голосования законопроект был поддержан 439 депутатами.