Клановые ценности
История обогащения сына генерального прокурора России, его друзей и знакомых, а также экс-жены замруководителя главного надзорного ведомства
Генеральный прокурор Юрий Чайка активно борется с иностранным влиянием на политическую жизнь России. Он стал одним из первых высших государственных чиновников, который заявил, что протестные акции в декабре 2011 года могли финансироваться из-за рубежа. А после принятия в 2012 году так называемого закона «об иностранных агентах» Генеральная прокуратура начала массовые проверки российских НКО, получавших зарубежные гранты.
И так совпало, что примерно в то время, когда ведомство Чайки активизировалось в борьбе с иностранными агентами в России, его сыновья вместе с близкими подчиненных генпрокурора начали активно инвестировать десятки миллионов евро в активы в западных странах. Сегодня старшему сыну Чайки, Артему, принадлежат два великолепных отеля и участок земли в Греции, а также — дом и юридическая компания в Швейцарии. У сына генпрокурора также есть документ, дающий ему право на проживание в Швейцарии. Партнером Чайки в отельном бизнесе в Греции стала Ольга Лопатина, бывшая жена заместителя генерального прокурора Геннадия Лопатина.
Изучая коммерческие интересы Лопатиной, «Новая газета» обнаружила, что она с еще одной супругой высокопоставленного сотрудника Генпрокуратуры владели компанией по производству сахара совместно с женами лидеров «цапковской» ОПГ — одной из самых кровавых банд в истории России.
Греческие отели
1 мая 2014 года на греческом полуострове Халкидики, недалеко от Святой горы Афона, состоялась торжественная церемония открытия пятизвездочного отеля Pomegranate Wellness Spa, который сегодня по праву считается одним из лучших SPA-курортов Греции. Судя по видео с церемонии открытия, вечеринка проходила с настоящим русским размахом. Гостей развлекали звезды шоу-бизнеса из России во главе с Филиппом Киркоровым. Среди приглашенных — участники российского списка Forbes и министр культуры Владимир Мединский. Хозяином вечера был 38-летний бизнесмен из России и сын генерального прокурора Артем Чайка.
За месяц до открытия отеля греческие СМИ получили пресс-релиз от компании Portes Melathron (ей принадлежит отель), в котором сообщалось, что гостиницу приобрели Артем Чайка и Ольга Лопатина. Корпоративные документы Portes Melathron показывают, что Артему Чайке принадлежало 54,65% компании, а бывшей жене заместителя генпрокурора 45,35%.
Документы греческой компании были опубликованы в Сети, и первым их нашел Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Активисты же ФБК заметили, что в отчетности Portes Melathron Артем Чайка почему-то указал не российские паспортные данные, а документ, дающий ему право на проживание в Швейцарии, где сын замгенпрокурора владеет дорогим домом. «Новая газета» проверила документы ФБК, провела свое собственное расследование и обнаружила, что активы Артема Чайки в Греции не ограничиваются одним отелем.
В мае 2015 года та же греческая компания Portes Melathron купила еще один, на этот раз четырехзвездочный, отель на том же полуострове Халкидики — Potidea Palace Hotel, который вплотную примыкает к первой гостинице. Покупателем по контракту выступил Артем Чайка как официальный представитель греческой компании. Сделка ему обошлась почти в 14 млн евро, из которых более 6 млн было оплачено деньгами и чеками греческого банка Piraeus, а еще 7,5 млн евро предоставил в кредит тот же банк Piraeus, погасив прежние обязательства продавца отеля.
Недалеко от обоих отелей расположены и частные дома Лопатиной и Чайки — с участка сына генерального прокурора открывается отличный вид на море и на Святую гору Афон, которую часто любит посещать его отец. Площадь участка Артема Чайки — 4,1 тыс. кв. м, он приобрел эту недвижимость в 2013 году за 300 тыс. евро, говорится в греческих документах.
В этих документах Артем Чайка действительно указал, что является резидентом Швейцарии, где у него есть право на проживание. Сын генпрокурора мог получить это право в связи с тем, что у него имеются активы в этой стране. К примеру, по данным местного реестра недвижимости, в 2014 году Артем Чайка приобрел дом в деревушке Фоне, недалеко от Женевского озера. Стоимость этой недвижимости составляет 2,8 млн швейцарских франков.
Кроме того, в Лозанне Артему Чайке принадлежит доля в юридической компании FT conseils. «Новая газета» получила копии уставных документов на эту компанию из реестра Лозанны. Судя по документам, Артем Чайка приобрел долю в FT conseils в феврале 2015 года у собственного брата — младшего сына генерального прокурора Игоря Чайки, который до этого на протяжении нескольких лет владел частью FT conseils.
Иркутское дело
Активисты ФБК утверждают, что, по их сведениям, у Артема Чайки интересы в Швейцарии появились гораздо раньше — около 10 лет назад, и что он якобы указывал тогда своим основным источником дохода «Верхне-Ленское речное пароходство» («ВЛРП»). «Новая газета» ознакомилась с документом, на который ссылается ФБК, однако найти ему независимое подтверждение нам не удалось, а сам Артем Чайка не ответил на наши вопросы.
О бизнесе сына генпрокурора действительно впервые стало известно в 2002—2003 годах именно в связи с громкой историей банкротства стратегического предприятия из Иркутской области — родного региона для Юрия Чайки, где он начинал свою прокурорскую карьеру. Мы не раз писали об этой истории, однако до сих пор было неизвестно, как именно Артем Чайка заработал на банкротстве «ВЛРП» и кто ему в этом помогал.
Сегодня «Новой» удалось выяснить, что компаниям, связанным с Чайкой, досталась самая ценная часть имущества пароходства — суда класса «река-море». А партнером сына генпрокурора в этих сделках мог быть влиятельный российский бизнесмен Роман Троценко, который примерно через 10 лет после этой истории стал советником президента «Роснефти» Игоря Сечина и руководителем государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
О конфликте вокруг «ВЛРП» на федеральном уровне заговорили после странной смерти бывшего директора пароходства Николая Паленного. Труп Паленного был найден повешенным в гараже 30 декабря 2002 года. Официальной причиной смерти назвали самоубийство. Однако ни родственники, ни друзья бывшего директора государственного пароходства официальной версии не поверили. И только в 2012 году обозревателю «Новой газеты» Леониду Никитинскому (см. «Новую газету», № 7 от 25.01.2012) удалось найти доказательства, которые косвенно, но убедительно, указывали на то, что Паленный, скорее всего, был убит. Об этом прежде всего свидетельствовал протокол исследования трупа, где сообщалось о сомкнутой странгуляционной борозде, что возможно только в одном случае — удушения другим лицом или лицами.
До своей смерти Паленный активно противостоял попытке захвата пароходства. Свое последнее интервью Николай Паленный дал за 2 дня до смерти телеканалу ТВЦ: «Конфликт по предприятиям Верхне-Ленского пароходства — Киренское и Алексеевское РЭБ (ремонтно-эксплуатационные базы – Р. А.) флота — длится уже, грубо говоря, 2 года. Первая попытка была проведена в прошлом году, и в июне месяце нас защитил министр чрезвычайных ситуаций Шойгу от того наезда… Хотели нас обанкротить необоснованно. Вот этот конфликт, который создается группой, как бы я сказал, не совсем порядочных лиц, и в том числе за этим стоит сын министра юстиции (тогда Юрий Чайка занимал пост министра юстиции. — Р.А.) Артем Юрьевич Чайка, она создает очень негативный фон для работы наших предприятий».
В то время Артему Чайке еще не было 30 лет, однако к моменту конфликта вокруг «ВЛРП» он уже активно занимался бизнесом: в частности, ему принадлежало «Юридическое бюро «Лигал Консалтинг». Именно сотрудник этой компании, Ри Бон Хи, став миноритарным акционером пароходства, в 2002 году, по словам Паленного, написал заявление в прокуратуру о неэффективном управлении предприятием и нанесенном ему ущербе. По итогам этого заявления были возбуждены уголовные дела, а после смерти Паленного Ри Бон Хи вошел в новый состав совета директоров «ВЛРП».
«ВЛРП» выполняло функции управляющей и агентской компании для двух ремонтно-эксплутационных баз — Киренской и Алексеевской, о которых говорил Паленный в своем последнем интервью. На балансе РЭБов находились корабли, а «ВЛРП» было своеобразным финансовым центром. Поэтому тот, кто контролировал управляющую компанию, получал контроль над всеми финансовыми потоками от деятельности пароходства.
И вот в 2003 году, после смерти Паленного, таким финансовым центром стала недавно образованная московская фирма «ОВЛРП» («Объединенное Верхне-Ленское речное пароходство»). Половина этой компании принадлежала близким людям Артема Чайки, а другие 50% контролировал Виктор Троценко — отец будущего советника Игоря Сечина и руководителя ОСК.
Итоги деятельности новых управляющих пароходством подвела Счетная палата в 2008 году. В ее отчете говорится, что, пока предприятием руководил прежний менеджмент, финансовое состояние ОАО «Киренская РЭБ флота» и ОАО «Алексеевское РЭБ флота» было стабильным, и более того: в 2002 году обе компании «достигли наивысших показателей чистой прибыли». Но после смены руководства в 2003 году из государственного предприятия начали активно выводиться активы. Проверяющие из Счетной палаты обнаружили, что новые менеджеры продали почти все суда класса «река-море» по заниженной стоимости. До продажи эти суда приносили постоянный доход, а, лишившись его, пароходство оказалось в предбанкротном состоянии. Кому достались эти самые ценные активы? Компаниям, связанным с Артемом Чайкой и Романом Троценко.
В результате ряда странных сделок часть судов перешла за долги московской компании «КСК «Серафимово», созданной незадолго до этих сделок. «КСК «Серафимово» вскоре продала суда другой московской фирме — «Эл.Си.Шиппинг», которой руководил Геннадий Егиян из принадлежащего Чайке «Юридического бюро «Лигал Консалтинг». А через пару месяцев близкая Артему Чайке компания продала корабли фирме из Панамы Westoflex S.A. Так в три этапа суда класса «река-море» были выведены из государственного предприятия и оказались у офшорной компании.
Однако, сменив владельца, эти суда и дальше продолжали приносить прибыль компаниям, связанным с сыном генпрокурора. По данным официального морского реестра о владельцах и операторах судов Equasis, часть кораблей, проданных в Панаму, впоследствии сдавалась в аренду московской компании «Стилан», которая, в свою очередь, сдавала их в субаренду уже конечным потребителям. Компанией «Стилан» некоторое время руководил тот же близкий к Чайке Геннадий Егиян. Таким образом, в офшор были выведены не только корабли, но и центр прибыли от их аренды.
Другую часть судов Киренской и Алексеевской РЭБ приобрело «Московское речное пароходство», совет директоров которого возглавлял Роман Троценко. Через некоторое время эти суда были проданы в Украину «Волжско-Днепровской компании». Роман Троценко отказался отвечать на вопросы «Новой газеты».
Бизнес с «цапками»
Геннадий Лопатин — один из ближайших соратников Юрия Чайки. В то время, пока Чайка возглавлял Министерство юстиции, Лопатин отвечал за материально-техническое обеспечение этого министерства. Вслед за Чайкой Лопатин перешел в Генеральную прокуратуру, где сначала руководил управлением делами, а затем снова возглавил управление, отвечающее за обеспечение деятельности Генпрокуратуры. И, наконец, в 2011 году Лопатин стал заместителем генерального прокурора России. О близости Лопатина и Чайки говорит и совместный бизнес сына генпрокурора и бывшей жены его заместителя.
Недалеко от дома Артема Чайки на Халкидиках располагается и большой участок Ольги Лопатиной. Судя по документам из греческого реестра недвижимости, площадь этого участка составляет 11,2 тыс. кв. м. Лопатина приобрела эту землю и дом в 2012 году за 966 тыс. евро. К этому моменту сведения о жене в декларации Геннадия Лопатина о доходах и имуществе уже отсутствовали — это, скорее всего, говорит о том, что супруги к тому времени развелись. Хотя, как удалось выяснить «Новой газете», несмотря на развод, Лопатина до сих пор совместно с мужем владеет 4-комнатной квартирой на Цветном бульваре, стоимостью около 100 млн рублей (они приобрели ее в 2009 году). Кроме того, в контракте на приобретение участка на Халкидиках Лопатина указала московский адрес, по которому она была прописана вместе с заместителем генерального прокурора. В этом же контракте Лопатина сообщила, что является домохозяйкой.
Последний раз Геннадий Лопатин упоминал супругу в своей декларации в 2011 году. Тогда заместитель Чайки официально заработал 1,5 млн рублей, а его жена — ничего. При этом в конце того же года была основана греческая компания Portes Melathron, которой сегодня принадлежат оба отеля в Греции. Если Лопатиной принадлежала доля в этой компании с момента ее основания, то эти сведения должны были быть указаны в декларации ее мужа, но «Новой газете» обнаружить их не удалось. Ольга Лопатина не пожелала с нами общаться и объяснять, на какие средства она приобрела дорогую недвижимость в России и за рубежом.
«Новая» решила самостоятельно изучить источники дохода Ольги Лопатиной и обнаружила, что она занималась сахарным бизнесом вместе женами лидеров «цапковской» ОПГ из станицы Кущевской.
В июле 2007 года в Москве была образована компания «Арлайн», ее основным видом деятельности была сдача в наем недвижимости. В августе 2008 года доли в этой компании приобрели Ольга Лопатина и Надежда Староверова — жена еще одного известного и высокопоставленного бывшего сотрудника Генеральной прокуратуры Алексея Староверова. Алексей Староверов до 2014 года возглавлял управление делами Генпрокуратуры, однако был отстранен Юрием Чайкой после громкой истории с поимкой так называемой «банды GTA».
Эта банда на протяжении нескольких месяцев убивала водителей на подмосковных трассах, а ее лидер, Рустам Усманов, временно проживал на территории дома, оформленного на родственников Староверова. Во время задержания Усманов оказал сопротивление и был убит. Проверки Генеральной прокуратуры и Следственного комитета не выявили связей между Староверовым и «бандой GTA»: прокурор не знал, чем занимается Усманов, арендовавший жилье у его родственников.
После того как Староверова и Лопатина приобрели компанию «Арлайн», они сменили ее основной вид деятельности на производство сахара. А уже в следующем месяце, в сентябре 2008 года, «Арлайн» приобрела 50% в компании «Сахар Кубани», расположенной в станице Кущевской. Другая половина «Сахара Кубани» принадлежала Анжеле Цапок и Наталье Цеповяз — женам Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза — активным членам банды — соответственно.
В 2013 году Сергей Цапок и Вячеслав Цеповяз были признаны виновными в участии в «устойчивой вооруженной группе, созданной для нападения на граждан, которая действовала на территории Краснодарского края и Ростовской области до ноября 2010 года». Эта группа была признана присяжными виновной в 19 убийствах. Самое громкое преступление «цапки» совершили в 2010 году, когда убили 12 человек, в том числе четырех детей, в станице Кущевской. Вячеслав Цеповяз участия в этом убийстве не принимал, а был осужден по другим эпизодам преступной деятельности.
Компания «Сахар Кубани» находилась в том же здании, что и «ОПХ «Слава Кубани» — одного из крупнейших предприятий цапковской группы, которым владел Вячеслав Цеповяз.
Репортеры «Новой» пообщались с местными жителями в Кущевской, однако никто из них не слышал о существовании какой-либо сахарной компании в станице. «Сахар Кубани» просуществовала несколько лет и была ликвидирована в 2011 году. Насколько успешным был этот бизнес, нам выяснить не удалось в связи с тем, что компания не публиковала свои отчетности.
«Новая» передала свои вопросы для Надежды Староверовой и Анжелы Цапок через их представителей, однако никто из них не пожелал обсуждать с нами подробности сахарного бизнеса.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
За неделю до публикации «Новая» отправила запросы на имя генерального прокурора Юрия Чайки и его заместителя Геннадия Лопатина. На свои запросы мы получили общий ответ от начальника управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры Марины Гридневой. Приводим его без сокращений:
«В связи с Вашими запросами от 24.11.2015 сообщаю следующее.
Все сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих, замещающих должности в Генеральной прокуратуре, и членов их семей ежегодно публикуются на официальном сайте ведомства. Их достоверность проверяется.
Одновременно сообщаю, что Федеральный закон Российской Федерации № 230-ФЗ от 03.12.2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» не возлагает на органы прокуратуры требование предавать гласности и проверять сведения об имуществе совершеннолетних родственников прокурорских работников».