Путин в августе может повторить ход Ельцина из 1998 года, считает Хазин
Знаменитый дефолт 1998 года стал одним из самых знаковых событий новейшей истории России в её постсоветский период.
Этот финансовый катаклизм очень сильно повлиял на поведение людей и на их отношение к власти. В частности, с тех самых пор россияне относятся с большим недоверием к банкам и всегда с опаской рассматривают любые изменения в экономике.
Об этом рассказал известный российский экономист Михаил Хазин, сообщает ИА DEITA.RU.
В ходе ответов на вопросы в эфире радиостанции «Говорит Москва» эксперт рассказал о том, что, несмотря на масштабный коллапс всей финансовой системы молодой России в августе 1998 года, российская экономика смогла достаточно быстро восстановиться. В частности, как объяснил специалист, экономический рост в РФ начался уже в последние месяцы того же года.
Более того, как пояснил Хазин, фактически именно в 1998 году, сразу же после дефолта, в России начался знаменитый «сырьевой суперцикл», продлившийся целых десять лет — до 2008 года. Именно в этот период годовой прирост российского ВВП составлял в среднем 7%. Это крайне внушительный показатель для страны, которая ещё совсем недавно лежала в руинах.
Как объяснил эксперт, во многом такой быстрый переход от катастрофы в экономике до её бурного роста является личной заслугой первого президента России Бориса Ельцина. По словам Хазин, тогдашний российский лидер сумел расставить на ключевые позиции в правительстве наиболее компетентных людей, которые и смогли очень быстро выровнять ситуацию.
После дефолта 1998 года Ельцин назначил премьер-министром Евгения Примакова, а новым председателем Центрального банка стал Виктор Геращенко. Именно эта связка, как утверждает эксперт, и позволила российской экономике продемонстрировать крайне внушительные темпы выздоровления и восстановления. Ельцину удалось выбрать лучшие кадры.
Ввиду того, что преемником Бориса Николаевича стал действующий президент России Владимир Путин, Хазин не исключил того, что уже нынешних глава государства вполне может обратиться к успешному опыту своего предшественника и уже в августе этого года повторить решение Ельцина из 1998 года, а именно — попытаться резко поменять экономическую политику.
Как утверждает эксперт, самой главной задачей, которая сегодня стоит перед Путиным, является перевод экономики на рельсы скорейшего проведения в стране новой масштабной индустриализации. Этот шаг совершенно необходим России в условиях действия огромного количества западных санкций и постоянного добавления всё новых ограничений.
Как объяснил специалист, рано или поздно санкционная политика Запада приведёт к тому, что подавляющее большинство внешнеэкономических партнёров РФ будут вынуждены отказаться от столь плотного сотрудничества с нашей страной, какое наблюдалось в последние годы. Им придётся уменьшать объёмы взаимодействия, дабы не подпасть под вторичные санкции.
На практике для России это будет означать уменьшение возможностей для закупки за рубежом большого количества самых разнообразных и очень нужных товаров народного потребления, не говоря уже о продукции двойного назначения. Всё, что нам необходимо, нам придётся начать производить непосредственно внутри своей собственной страны, пояснил Хазин.
Для того, чтобы это было возможным, нужно в крайне сжатый временной период построить в России сотни новых предприятий и модернизировать уже имеющиеся. Добиться этой цели без проведения широкой и всеобъемлющей индустриализации фактически невозможно, считает эксперт. И Путин это прекрасно понимает, утверждает экономист.
В этой связи, как считает Хазин, Путин действительно может повторить в августе этого года решение Ельцина из 1998, а именно — начать резкую перестройку экономики и всей финансовой системы с тем, чтобы обеспечить скорейший переход к осуществлению индустриализации. При этом, нельзя исключать того, что такой ход может вызвать кратковременный обвал.
Аналогом такого шока как раз-таки стал дефолт 1998 года, объяснил эксперт. Тогда старая система была фактически обрушена для того, чтобы можно было начать выстраивать новую уже на совсем других основаниях и принципах, куда более здравых и эффективных, чем в течение прошлой итерации, объяснил специалист. Экономике нужно было достичь дна и от него оттолкнуться.
Собственно, именно это и произошло на деле. После того, как была обрушена старая и перегруженная противоречиями система, на её обломках была выстроенная новая, которая сразу же начала демонстрировать достойные результаты, которые были бы невозможны в рамках сохранения прежнего подхода и всех накопленных ошибок, отметил Хазин.
Сегодня одной из самых больших проблем, стоящих перед Путиным, как объяснил эксперт, является позиция представителей либеральной части российской правящей элиты, которая всеми силами старается не допустить притока большого количества денег в экономику. Либералы, как считает специалист, прикрывают свою политику доводов о сдерживании инфляции.
На самом же деле, как полагает Хазин, речь идёт о том, что отсутствие возможности у компаний из реального сектора получить доступный кредит под низкий процент приводит к замедлению экономического роста. Повышение ключевой ставки оборачивается снижение деловой активности и из-за этого в России не могут возникнуть так необходимые ей новые производства.
Путин может пойти на радикальный шаг и поставить перед либералами ультиматум: либо они запускают деньги в экономику путём снижения ставки и увеличения доступа к дешёвому кредиту, либо он проводит чистку в рядах чиновников и заменяет всех приверженцев либеральной мысли на куда более патриотически настроенных специалистов, полагает эксперт.
В этой связи, Хазин напомнил о том, что после дефолта 1998 года Ельцин уволил с поста главы Центробанка Сергея Дубинина. Исключать того, что Путин решиться заменить действующего председателя российского ЦБ Эльвиру Набиуллина на нового руководителя также нельзя, считает экономист. Наоборот, знаковые изменения в экономической политике российского президента как раз-таки могут начаться с громких отставок в либеральном блоке правительства.