Особый статус Харькова: новая попытка отделиться от Украины
Именно в Первой столице укоренился так называемый «местечковый патриотизм», и даже последние социальные опросы показали, что 95% жителей Харькова гордятся своим городом, и меньше половины могут сказать то же самое о своей стране в целом. Поэтому неудивительно, что горожане поддержали идею децентрализации уже в тот момент, когда об этом впервые заговорили в Раде.
Идею ограничения влияния центрального правительства в Харькове подержали на местном уровне. Более того, тут идея децентрализации разрослась и воплотилась в проект создания особого региона «Слобожанщина».
Инициатором выступила Алла Александровская, экс-депутат Верховной Рады от многострадальной коммунистической партии Украины. По ее словам, такой проект развития обещает региону широкую экономическую независимость, позволит сохранить деньги, заработанные в Харьковской области в ее же местном бюджете, а не отправлять их в Киев.
Создание особого региона развития «Слобожанщина», по версии Александровской, позволит в два раза удешевить ипотеки, увеличить скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг, снизить цену на железнодорожные билеты, увеличить стипендии, поднять уровень жизни рядового гражданина в целом. Как добавил депутат Харьковского городского совета Василий Завгородний, поддержавший Александровскую, особый статус позволит создать в регионе дополнительные рабочие места, улучшить инфраструктуру города, уменьшить налоговое бремя и привлечь в область новые инвестиции, которым будет гарантирована сохранность.
Несмотря на то, что молодежное заседание, на котором происходило обсуждение проекта, было прервано сторонниками «Правого сектора», поспешившими назвать всех присутствующих сепаратистами и предателями, определенных результатов собрания все же удалось добиться. По итогам мероприятия участники молодежного форума приняли резолюцию в адрес президента Петра Порошенко и народных депутатов Украины, которая содержала обращение к центральным властям с просьбой поддержать проект закона «Об особом регионе развития «Слобожанщина», вынести его на рассмотрение Верховной Рады и утвердить согласно всем установленным процедурам. Поддержали эту идею и жители Харьковщины, в районах области состоялись мирные митинги, во время которых жители требовали особого статуса для региона.
Получат ли харьковчане от президента тот ответ, на который рассчитывают?
Учитывая то, что наделение региона особым статусом противоречит политическим интересам Порошенко и его соратников, вряд ли. Ведь наделив Харьковскую область экономической и политической самостоятельностью, президент, фактически, потеряет собственное влияние на регион. Это сейчас, когда губернатор назначается из Киева, Порошенко может вынудить политические силы, имеющие на своей стороне реальные симпатии харьковчан, к «договорнякам». А то, что таковые имеют место быть, показали последние выборы: Кернес и его команда, получившие во время избирательной гонки абсолютное большинство голосов, были вынуждены пойти на компромисс с порошенковской «Солидарностью», неожиданно «подружившись» с губернатором Игорем Райниным.
А вот в случае возникновения региона особого развития «Слобожанщина» такие схемы уже вряд ли пройдут: в Харькове центральную власть не любят и не ждут.
Даже проходной минимум провластный кандидат на губернаторских выборах в области вряд ли наберет, а уж про то, чтобы получить необходимое количество голосов и стать избранным губернатором и речи быть не может. А вот кандидат, которого поддержит действующий мэр, наберет еще и как. А в случае, если и городская, и областная власть будет представлена кем-нибудь от «Возрождения», кем-нибудь из команды Кернеса, создания Харьковского удельного княжества не избежать.
А там ведь и до федерализации недалеко
Ведь примеру Харькова обязательно захотят последовать и другие области пока еще Украины, в первую очередь Днепропетровск со своим Коломойским.
К тому же, 2014 год показал, что значительная часть харьковчан готова к полному отделению от остальной части страны. Готовы защищать свой выбор даже силой, требуя считаться с ними. Русская весна в Харькове не была побеждена, она была просто задавлена глубоко в подполье. Мирные граждане не были готовы к вооруженному сопротивлению, и к тому, что на них «спустят» до зубов вооруженных тербаты националистов, которые были готовы в любой момент открыть огонь из автоматов и пулеметов по гражданам своей же страны.
Около тысячи человек из миллионного города стояли до последнего, и сегодня отбывают сроки во множестве тюрем Украины. Но даже из застенков продолжают борьбу. А сколько тысяч харьковчан испугались, а сколько десятков тысяч харьковчан просто некому было организовать и вывести на улицы города.
И теперь, по прошествии времени, горожане вряд ли изменили свое мнение на этот счет, скорее, наоборот, бредовые указы и законы из Киева, безграмотные и бездарные реформы от Кабинета министров только укрепили в жителях Первой столицы желание уйти из балагана под названием Украина.
Харьков не хочет жить в этой стране, это нужно признать
Чтобы убедиться в этом не нужно никуда ходить, достаточно просто послушать, о чем говорят люди на улицах, и как реагируют на запрещенные слова «Россия», «Путин», и как плюются, услышав слова антиподы «Порошенко» и «Украина».
Причем такое желание есть не только у харьковчан. За последние полгода желание отделиться, пока что, правда, в форме особых регионов развития, выразили жители и представители громады из Одессы, Запорожья, Закарпатья и даже Львова. Пока что в городах говорят только об экономической независимости и только чистой законодательной свободе.
Но что дальше? Автономия? Федерализация?
А может, распад Украины в ее современном понимании? И каждая область пойдет туда, где ей роднее: Западная Украина в Польшу, Румынию, Венгрию. Восточная и Южная – в Российскую Федерацию.
Разумеется, допустить подобного президент и его подчиненные не могут, а значит, не могут допустить и наделения регионов особым статусом. И даже исполнение объявленного ими же плана децентрализации затягивают как только могут, ссылаясь на более насущные проблемы: войну, экономический кризис и далее по списку.
Хотя эти трудности не помешали им привести в исполнение бредовый закон о декоммунизации, который для граждан, по их мнению, вероятно, важнее экономической и политической самостоятельности их городов. Ведь что такое запрет на все советское? Это в первую очередь запрет на все русское, запрет на дружбу народов, запрет вспоминать, как раньше жили одной семье без войны и национальных конфликтов.
Так что, вероятнее всего, киевское правительство и дальше продолжит кормить народ отговорками, продолжая тянуть с воплощением в жизнь идеи о децентрализации, которая, вероятно, одна из немногих правительственных идей имеет хоть какой-то смысл.
Вопрос в том, будут ли и дальше ждать и терпеть граждане Украины, и в частности харьковчане, или же их стремление к самостоятельности снова вырвется из мирного русла и перерастет в силовое противостояние, перспективы которого не так далеки во времени и в пространстве.