Атака на Перл-Харбор. Вот почему японцы напали на США
При изучении истории Второй мировой войны основное внимание часто уделяется европейскому театру военных действий.
Это вполне логично, поскольку в этом регионе произошли значительные события, определившие будущее человечества и, в частности, Восточной Европы, которая для многих имеет личное значение.
Однако в других частях света также происходили напряженные и кровопролитные конфликты, втягивавшие в борьбу новые народы. Ключевым событием в этой глобальной борьбе стало вступление Соединенных Штатов в войну после долгих лет колебаний, вызванных нападением Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Рост напряженности между Соединенными Штатами и Японией
В XIX веке Соединенные Штаты были заняты расширением своих территорий, в то время как Япония боролась с колониальным давлением и внутренними беспорядками при сёгунате. Внешняя экспансия не была приоритетом ни для одной из стран до конца 1800-х годов.
В этот период при императоре Муцухито в Японии были проведены значительные реформы, направленные на восстановление могущества страны. Это привело к милитаризации, начавшейся с нападения на Российскую империю и последующих амбиций по вторжению в Китай. Японские лидеры рассматривали Тихий океан как сферу своего влияния.
Одновременно Соединенные Штаты одержали победу в испано-американской войне, приобрели Филиппины, а затем аннексировали Гавайи, создав там крупные военно-морские объекты. К 1920-м годам напряженность в отношениях возросла, поскольку появились обвинения в милитаризме и противоречивых интересах в Тихом океане. Аннексия Японией Маньчжурии в 1931 году привела к ее исключению из Лиги Наций и последующим международным торговым санкциям.
В 1937 году напряженность еще больше возросла, когда Япония потопила в китайских водах американскую лодку USS Panay и совершила зверства в Нанкине, в результате которых пострадали американские граждане. В ответ США ограничили экспорт самолетов, промышленного оборудования и специализированного топлива в Японию, хотя продажа нефти продолжалась.
К 1941 году США прекратили экспорт нефти в Японию. Поскольку ближайшие запасы нефти находились в Голландской Ост-Индии, Япония разработала план, который должен был помешать США захватить этот регион и Филиппины. Стратегия заключалась в том, чтобы нанести ущерб американскому флоту на Тихом океане, который базировался в Перл-Харборе (Гавайи).
Планирование японской атаки
Задача планирования атаки на Перл-Харбор выпала на долю Исороку Ямамото, выдающегося полководца и выпускника Гарварда. Отказавшись от простого удара камикадзе, Ямамото организовал комплексную операцию с участием лучших пилотов, авианосцев, кораблей и подводных лодок.
Черпая вдохновение в японском наступлении 1904 года против русского флота, Ямамото сделал упор на внезапность и быстроту исполнения. Чтобы решить проблему поражения некоторых линкоров, они переделали 406-мм морские снаряды в бомбы весом около тонны. К лету 1941 года японские летчики проводили тщательные тренировки в бухте Кагосима, имитируя нападение на Перл-Харбор.
Маршрут флота к Гавайям планировался через малоизученную северную часть Тихого океана, где плохие погодные условия обычно мешали действиям самолетов. Когда 7 декабря радары Перл-Харбора обнаружили большое количество самолетов, приближающихся с севера, они приняли их за дружественные силы, проводящие необъявленные учения, и не стали поднимать тревогу.
Интересно, что мысль о нападении на Перл-Харбор не была для США полной неожиданностью. В октябре 1941 года советский разведчик Рихард Зорге сообщил Москве о намерениях Японии, а месяцем позже немецкий бизнесмен Ганс Томсен передал аналогичные сведения американским официальным лицам. Несмотря на расшифровку японских сообщений, в которых говорилось о планах в отношении Голландской Ост-Индии, но не Гавайев, американцы недооценили угрозу, в результате чего оказались не готовы к разрушительному авиаудару.
Атака на Перл-Харбор
В 7:40 утра капитан-лейтенант Мицуо Фучида отдал приказ о начале атаки, произнеся «Тенкай!». В ответ прозвучал знаковый сигнал «Тора! Тора! Тора!", означавший, что нападение было совершенно внезапным. Японское наступление включало в себя не только бомбардировки и торпедирование американского флота, но и запуск торпед с подводных лодок. Самолеты отправлялись последовательными волнами, чтобы поддерживать непрерывные воздушные удары. Первой крупной потерей стал линкор «Аризона», потерявший более тысячи человек. За ним последовал «Оклахома», на котором погибло 395 моряков.
Японцы ожидали, что США попытаются эвакуировать свои корабли из гавани, надеясь потопить один из них и заблокировать выход. Однако американцы быстро поняли стратегию и решили оставить свои корабли в бухте.
Немедленная реакция США
Вскоре в Перл-Харбор были направлены подкрепления, включая флоты и самолеты с других баз. К этому времени японцы завершили две фазы воздушного нападения. Несмотря на атаку, инфраструктура Перл-Харбора получила лишь незначительные повреждения. В частности, остались нетронутыми большие и заметные топливные баки, в которых хранилось 4,5 миллиона баррелей дизельного топлива, необходимого для операций флота.
Это было связано с тем, что третья фаза атаки должна была нацелиться на инфраструктуру базы и запасы топлива. Однако осторожный адмирал Нагумо заявил, что главная цель - нейтрализация Тихоокеанского флота США - уже достигнута, и отменил третью фазу. Это решение оказалось судьбоносным, поскольку уничтожение запасов топлива могло вывести из строя Перл-Харбор на длительное время.
Исторические последствия
В результате атаки погибло около 2500 американцев, в то время как потери японцев были минимальными - всего 64 человека и 29 самолетов. Несмотря на то, что часть американского флота была выведена из строя, японцы не учли, что многие из пострадавших линкоров были старыми моделями времен Первой мировой войны. Хотя внезапный налет изначально считался успешным, были допущены стратегические ошибки.
Нападение на Перл-Харбор дало президенту Рузвельту основание обратиться к Конгрессу с просьбой объявить войну 8 декабря 1941 года:
"Соединенные Штаты Америки подверглись неспровоцированному и трусливому нападению со стороны военно-морских и военно-воздушных сил Японской империи... Я прошу Конгресс объявить состояние войны...".