В музей вошли первые посетители
Вчера в торжественной обстановке и в присутствии моря журналистов реконструированное и отреставрированное главное здание Латвийского национального художественного музея было передано в эксплуатацию.
Забор, который почти три года (с 13 февраля 2013–го) отгораживал от глаз людских ведущиеся работы, полностью снят, и взору открылась широкая площадь, устланная большими серыми плитами, с удобными скамейками.
Акт приема–передачи подписали три человека. Гендиректор компании–исполнителя работ Re&Re Дидзис Путниньш передал здание заказчику и владельцу — департаменту имущества РД в лице его директора Олег Бурова, а департамент передал помещения арендатору — ЛНХМ. Одновременно директор музея Мара Лаце подписала договор о том, что ЛНХМ отныне вступает в свои права хозяина здания.
Путниньш вручил два символических ключа от здания — Маре Лаце и Олегу Бурову.
— Еще 14 месяцев назад на празднике стропил мы пообещали, что музей будет сдан в эксплуатацию 1 декабря 2015–го, — отметил Буров. — Это чуть ли не первый случай выполненного в точности обещания. Такие слова мобилизуют — да, люди последние недели работали по ночам, но мы все это сделали.
— Этот музей не ремонтировался 107 лет, — сказал мэр Риги Нил Ушаков. — В результате реконструкции его площадь была увеличена более чем вдвое. Помимо тех залов, что были, в главном здании создан третий этаж, прежде представлявший собой чердачное помещение, терраса на крыше, открыт обширный подземный объем. Благодаря сотрудничеству Рижской думы с Министерством культуры мы получили более 13 млн евро европейского финансирования — то есть сэкономили средства рижан. А расходы города без НДС составили более 29 млн евро.
Здание претерпело значительные изменения, хотя общий вид старинной конструкции остался таким же, как был.
— Только после того, как мы на макете исследовали, что можно делать в этом помещении, а что нельзя, мы смогли внедрить это в старинную конструкцию, — поделился Путниньш. — В течение года у нас будут здесь стоять датчики–сенсоры, благодаря чему мы сможем отслеживать, как себя ведет старое здание.
— Это здание мое мечты! — радовалась Мара Лаце. — Ведь еще в 30–е годы заводили речь о расширении объемов музея. Но сегодня мы еще должны понять и испытать, как будут действовать системы регулирования микроклимата, освещения. Здесь столько заложено экстратехнологий, что будем разбираться до 4 мая, дня открытия музея. Представим на открытии публике латвийское искусство XIX–XX века и экспозицию работ Миервалдиса Полиса.
Но с 12 по 16 декабря в музее пройдут Дни открытых дверей для широкой публики, в выходные с 12 до 19 часов, а в будни с 14 до 19 часов, где будут проходить презентации на тему «как это было» — строители, реставраторы, сотрудники музея и Рижской думы расскажут, как проходила реконструкция.
Так что наша работа только начинается. Два этажа исторического здания будут полностью отданы постоянным экспозициям, а в новых помещениях выставки будут сменяться каждые 2–3 месяца. Купольная часть будет использоваться для экспериментальных художественных проектов.
Новые площади — наиболее ответственная часть работы по освоению реконструированного пространства. Важно, как мы справимся с этими объемами и как люди будут их принимать. Нарядная эклектика старого здания должна как–то ужиться с довольно «брутальным» модерновым духом.
Строители подсчитали, что отныне музей располагает семью этажами. Мы начали экскурсию с самого верхнего — это бывший темный, без окон, чердак, где раньше на хлипких жердочках сиживали голуби. А теперь в фигурные окна заглядывает солнце и видно голубое небо. Здесь два полноценных выставочных зала для современного искусства и проектов–модерн, причем в одном из залов пол стеклянный, сквозь который можно увидеть все, что делается в историческом зале под ним. Окна бывшего чердака выходят на Эспланаду и купола Христорождественского собора. Вид потрясающий!
А потом мы вышли на изумительную открытую террасу у самого купола музея, на его крыше. Плыли облака, и, казалось, уплывал куда–то в бесконечность купол…
То, что было прежде полуподвалом, стало первым этажом, где устроен еще один вход в музей — со стороны парка. Теперь у музея два входа. Здесь же — музейные запасники с изумительной и наглядной системой хранения картин. Реставраторы сохранили старинные деревянные балки, служащие теперь импровизированными скамейками. Здесь же будут располагаться сувенирные магазинчики. А еще ниже — этаж, где разгружаются фуры, перевозящие эти самые произведения искусства для выставок. Механизм опускается вместе со стоящей на нем машиной, и происходит погрузка–разгрузка бесценных шедевров. Это называется «минус второй этаж».
Город подарил музею две хрустальные люстры, одну из которых уже повесили в библиотеке музея, отделанной красивым деревом.
Наталья ЛЕБЕДЕВА