В конце июня появилась информация . За последние несколько лет это первое расширение Североатлантического альянса. С чего вдруг потребовалось «свежее мясо», причем то, которое небезразлично главному «мировому агрессору» и «оккупанту»?
С 1999 года по 2009 год в альянс вступили практически все страны бывшего Восточного блока. Однако четыре республики бывшей Югославии до сегодняшнего дня до сих пор остаются «самостоятельными»: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония. Но всё поправимо. Как подметил генсек НАТО, у всех этих стран , нежели ранее. И у Черногории, которая целенаправленно шла к вступлению с 2010 года, по всей видимости, их еще больше.
До конца 2016 года, по заявлению генсека НАТО Йенса Столтенберга, (после завершения дискуссии, которая идет довольно-таки резво, пройдет процесс ратификации 28 парламентами стран-членов). Но прежде чем каждая страна «подпишется» под этим решением, Черногории нужно немного преобразиться, скажем так, для того, чтобы отвечать требованиям альянса. На что-то похоже, согласитесь? Кто-то до сих пор в реформах своих разобраться не может, пытаясь принять чуть ли не по реформе (а то и две) в день в сжатые сроки, лишь бы оказаться в ***опе.
И также заявляют представители НАТО, что , которую в ближайшее время начнут проводить власти Черногории (в системе обороны страны, в проведении внутренних реформ, в частности в области верховенства права).
«Черногория — это недостающее звено, адриатическое и средиземноморское, в цепи НАТО. Я полагаю, что важно не то, насколько большое это звено, а то, насколько оно прочное. Мы убеждены, что приглашение и последующее вступление Черногории в НАТО лишь усилит доверие к альянсу. Что касается международных миссий, то уже сегодня Черногория ведет себя как полноправный член НАТО», — так официально объясняет мотивы руководства Черногории премьер-министр Мило Джуканович.
Но с мнением премьер-министра в стране согласны далеко не все. против присоединения к НАТО в Черногории не прекращаются многотысячные демонстрации аж с сентября этого года. Примерно два месяца назад демонстранты объявили о бессрочной акции протеста и разбили у здания парламента палаточный лагерь. Такой вот Майдан наоборот. И самое «забавное», что уже и , мол, некоторые высказывания российского МИД могли повлиять на настроения граждан, вышедших на митинг. Вот он, раскол?
Что же такого привлекательного в стране, что население готово отдать только с боем?
1. Стратегическое значение: в бухту Адриатического моря можно размещать флот других государств-членов Североатлантического альянса. Масштаб страны невелик, что также сыграло роль в принятии решения о ее становлении членом альянса (меньше страна – меньше расходов – быстрее свои базы можно разместить).
2. Армия: численность армии Черногории составляет порядка 2 тыс. человек. Да, это немного, однако, как дополнительный вклад в безопасность стран-членов НАТО, Черногория внести сможет. Это, скорое, пойдет альянсу «бонусом». Да и ее перевод на стандарты НАТО не потребует больших финансовых вложений. И как заявил командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав, в военном плане Черногория уже сейчас готова стать членом альянса.
3. Россия. И под этот пункт нужно отвести намного больше времени и места.
Вопрос о том, зачем НАТО лишние бойцы, бухты и прочее, отпадает сам собой. Конечно же, в представительстве альянса и власти Черногории заявили, что новый статус Черногории никоим образом не отразится на отношениях с Россией.
«Подключение Черногории к евроатлантической интеграции ни в коем случае не станет препятствием для развития отношений с партнерами и друзьями — такими, как Россия», -сообщил премьер Черногории в послании по случаю Дня России Дмитрию Медведеву.
Смотря что называют в Черногории «отношениями с Россией».
Помимо того, что Черногория станет более зависимой, передав часть своего суверенитета Брюсселю и потеряв право на собственное мнение, правительство страны явно примет сторону своего нового покровителя, а его мнение зачастую (если не всегда) не совпадает с мнением официальной Москвы. Будет ли Черногория метаться из стороны в сторону, ища поддержку и со стороны России, и со стороны НАТО? Вряд ли. Теперь глас НАТО – Черногории глас. А раз так, то и мешать российская сторона этим утопическим отношениям не в силах.
Черногория зависит от России в инвестиционном плане, а именно россияне являются главными инвесторами в экономику страны. И, оказывается, именно это тревожит власти Черногории («чрезмерная зависимость в сфере инвестиционного капитала от какой-либо одной страны»). Власти надеются на то, что членство в альянсе сможет поспособствовать привлечению новых инвесторов, а также обеспечить хоть какие-то гарантии. Но не рискует ли страна в конечном итоге остаться ни с чем?
Местные туристические операторы уже выразили опасение по поводу членства в НАТО, а именно о том, что интеграция скажется негативным образом на турпривлекательности курортов Черногории для россиян, а прибыль от их туризма, соответственно, сильно упадет:
«Ближайший сосед Черногории, тоже бывшая югославская республика — Хорватия — уже вступила в НАТО, и это негативно отразилась на ее туристическом бизнесе. Резко сократился поток российских туристов, теперь от них требуется виза и предоставление отпечатков пальцев, а раньше действовал безвизовый режим. Так может случиться и с Черногорией».
Вице-спикер Государственной думы РФ от «Справедливой России» Николай Левичев заявил, что Конечно, пока что, не идет никакой речи со стороны представителей альянса о размещении баз, но разве оно не за горами? Разве не за этим страну пытаются под себя подмять?
Как сказал председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, , если та вступит в альянс (в том числе в сфере военно-технического сотрудничества).
Готовы ли ко всему этому власти Черногории? А об этих вещах никто, как оказалось, особо не задумывается: , заявляя, что членство в НАТО лишь ускорит данный процесс, премьер-министр заявляет, что, несмотря на все протесты и недовольства со стороны населения, страна будет одной из участниц НАТО (вот хоть ты тресни). У властей все хорошо. А тот факт, что , – это мелочь.
НАТО и США ранее добивались развала Югославии в 90-х гг., которая была в союзе с Сербией и Черногорией. Затем по плану последняя должна была стать независимым государством и членом НАТО и Европейского союза.
«По тем сценариям, которые возникли на Балканах после распада Югославии, было понятно, что Черногории прямая дорога сначала в ЕС, а потом и в НАТО. Что и происходит. Все это вполне прогнозируемо», — говорит политолог Павел Святенко, подчеркивая, что никаких новых угроз российской безопасности он здесь не видит.
План, наконец, реализуется?
Евгений Серебренников, заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, предупредил, что , который развивается вокруг России. А именно будет усиливаться обороноспособность и боеготовность нашей страны. Да, Столтенберг сказал, что … но ему еще кто-то верит?!
Отношения между Россией и НАТО и так сейчас очень напряженные, а принятие Черногории«станет еще одним серьезным ударом» со стороны альянса по системе Евроатлантической безопасности, который «способен привести к еще большему осложнению в отношениях между Россией и НАТО» – официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Это Черногории выгодно иметь хорошие отношения с Россией, но русским, которые помнят и про наши славные традиции, и историческое сотрудничество, будет очень тяжело воспринимать эту новую позицию черногорских властей», – резюмирует доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова.
Очередная пешка в руках альянса, которая довольно покорно делает все то, что ей диктует еще не покровитель, но уже и не «посторонний». НАТО преследует исключительно собственные цели, размещая новые штабы в Прибалтике и Восточной Европе. Сейчас в альянсе обсуждается открытие штабов в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Эстонии. В общем, во всех тех странах, в которые альянс когда-то обещал не вмешиваться России. Теперь это же происходит и с Черногорией.
Самое обидное это то, что власти так слепо следуют неведомому для всех (в том числе и большинству стран-участниц) курсу альянса, не замечая проблем, которые в скором времени обрушатся снегом на голову на всю страну. И страдать в первую очередь будет население, большая часть которого выступает против членства.
Черногория должна была бы просчитать потери и риски от вступления в НАТО, однако политические причины сейчас преобладают над всеми остальными.
Очень и очень жаль.