Турцию — за бомбардировщик, а Белоруссию — прицепом
Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
Белоруссию прикрывают за реэкспорт? Ещё в прошлом году белорусам «обещали перекрыть кислород», но только при негативном сценарии развития событий. Видимо, он случился. И совпал с антитурецкими санкциями…
Теперь на российско-белорусской границе ещё мужественнее стоят инспекторы Россельхознадзора, ещё суровее обеспечивая «контрольный механизм». Россияне могут заплатить за этот турецкий бестселлер с белорусской главой хорошую цену уже скоро, когда рынок решит поднять цены. До заоблачных высот они не взлетят, но ударят по кошельку рядового потребителя значительно.
Тогда и вспомнятся времена, когда с высоких трибун решили переориентировать часть закупок на Белоруссию и другие страны Евразийского союза, чтобы накормить россиян. Как было хорошо!
Как было хорошо, когда пообещали бороться с европейскими продуктами из «чёрного списка»!
Но и теперь хорошо: если хочешь настоящий европейский сыр без «пальмы» — приходи, выбирай и покупай. Главное, знать места: торгуют им и из-под полы, и почти открыто: упаковка указывает на одну страну происхождения, а на вкус содержимое — как в докризисные времена. И на тостах сыр такой не стекает лужей в тарелку. Стоит, правда, неприлично дорого.
Как хорошо проложить торговые транзитные беспошлинные коридоры «евразийцам» под «европейцев», а своему производителю, закредитованному по самые уши, которому нужна значительная помощь государства, особенно в кризисное время, сказать — «не волнуйтесь, всех поддержим», — сократив финансирование АПК на 27% по 2016 году.
Как хорошо объявить сначала о том, что реэкспорт и переработка в Белоруссии смягчит нам последствия от продуктового эмбарго, что сдержит рост цен на торговых полках, а затем сказать, что всё это плохо, заявив о «необоснованных логистических путях».
ЧЁРТ-ТЕ ОТКУДА
С 7 декабря Россия введёт специальный фитосанитарный режим на ввоз растительной продукции из Белоруссии. Формально это сделано для того, чтобы на полки наших магазинов не попадала продукция неизвестного происхождения.
В том числе та, на которую распространяется действие эмбарго из адресной книги ЕС. Как сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу ведомства, Россельхознадзор вынужден ввести специальный фитосанитарный режим, «который подразумевает подтверждение подлинности фитосанитарных сертификатов, на основании которых выдаются реэкспортные фитосанитарные сертификаты Белоруссии».
Фактически перекрывается белорусский реэкспортный канал, обеспечивающий львиную долю на российском рынке продуктам не только из Польши, Греции, Литвы или Латвии, но и Турции, которая не входит в ЕС. Практика простая: заморским продуктам, попавшим под эмбарго, в документах перебивают страну происхождения на ту, которая не входит в ЕС, то есть, откуда ввоз продуктов разрешён. Ранее такой страной была Турция, но антитурецкие санкции сжимают торговые возможности государства.
Теперь турецкие овощи и фрукты не могут легально попасть на нашу магазинную полку, но полуконтрабандным путём вполне могли бы поставляться на радость торговым сетям, которые пошли бы навстречу серым импортёрам, снизив требования и к документам, и к упаковке товаров. Такую схему сетевики обкатали ещё в самом начале «торговой войны» с Западом, достигнув профессиональных успехов, работая в косвенной связке с заинтересованной белорусской стороной.
МЫ ИМ — О НАДЗОРЕ, А ОНИ НАМ — О КЛОНДАЙКЕ
В прошлом году Белоруссию уличили в реэкспорте европейских фруктов и всяких других заморских «деликатесов», а руководитель РоссельхознадзораСергей Данкверт сетовал на дефицит кадров.
«У нас просто нет такого количества людей, чтобы проверять всю продукцию, которая ввозится из Беларуси, — отмечал он, комментируя реэкспортную тему по линии стран-прикрытий зимой прошлого года, поясняя, что мясо, например, ввозится либо через Петербург под видом товаров прикрытия, либо через Белоруссию. — Импортёры старательно избегают инспекторов Россельхознадзора. Но мы всё равно отлавливаем — уже на этапе реализации. Если говорить о точных цифрах, то можем сказать: из ЕС незаконно ввезено около 7,5 тыс. тонн мяса, которое затамаживалось в Европе либо на нейтральной полосе. Так, 226 машин пришли с документами из Бразилии. Белорусские коллеги ни одну машину не вскрыли, иначе они увидели бы этикетки голландского и польского мяса. По странному стечению обстоятельств, они не пригласили ни одного ветеринара — и пропустили все 226 машин в Казахстан. А мы до сих пор не можем сказать, сколько машин в результате до него доехало». В Россельхознадзоре даже пригрозили, что границу возьмут под усиленный контроль.
Кстати, после введения российских продовольственных контрсанкций (8 августа 2014 года) на российско-белорусской границе почти сразу установили временные пункты досмотра для продуктовых фур, приходящих с белорусской стороны. Фуры шли…. И осенью Россельхознадзор запретил ввозить оттуда в Россию любую растительную продукцию без маркировки, а затем ввёл запрет и на транзит продуктов из Белоруссии в Казахстан без досмотра на российской границе. Аргументируя тем, что по данному каналу в нашу страну идёт контрабанда из ЕС, ведомство предписало — ввозить только через пункты пропуска через российскую государственную границу.
Ближе к зиме «Дамоклов меч» завис над белорусскими мясокомбинатами: Россельхознадзор решил ограничить поставки мясной готовой продукции, указав на подозрительное качество и явную небезопасность товара. Правда, вопрос удалось урегулировать.
На фоне ведомственных перепалок первый заместитель министра сельского хозяйства республики Леонид Маринич пообещал полностью заменить страны Евросоюза и США в поставках продовольственной продукции на российский рынок! «Увеличим выпуск сыров различной твёрдости и сроков хранения, нарастим производство мяса и цельного молока, с успехом заменим и польские яблоки, и голландский картофель, всё это у нас есть в достаточном количестве», хвастался он тогда, назвав все эти возможности настоящим «клондайком». И слово сдержал.
Прицепом к мясу, сырам и остальной «молочки» к нам прикатился товарняк, набитый норвежской рыбой, морепродуктами и экзотическими фруктами.
За это время предприимчивая Белоруссия сумела стать крупнейшим поставщиком киви и рыбы. А ещё — сыров, творога и сливочного масла, замешенных на закупленном дешёвом сырье у стран ЕС. Кстати, сырое молоко, произведённое в Белоруссии, остаётся в стране и почти никуда не вывозится как сырьё. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко давным-давно запретил белорусским агропредприятиям продавать его за пределы страны, чтобы ориентировать бизнес на экспорт «молочки» с более высокой добавленной стоимостью. Хороший хозяйственник. Молодец.
До антитурецких санкций белорусский импорт свободно проходил границу, минуя грозные, но редкие предупреждения от российского надзорного ведомства, злоупотребляя своим транзитным положением и беспошлинным статусом, проще говоря, откровенно зарабатывая на реэкспорте. Подробно читайте «Поймать волну: Белоруссия «отхватила» часть нашего продовольственного рынка».
НЕ СТОИТ И «ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА»
Ещё на этапе рождения политики импортозамещения в Минэкономразвития прогнозировали дополнительные риски, связанные с эмбарго.
К их числу, как говорилось в материалах ведомства на тот момент, «можно отнести потенциальный реэкспорт из стран Таможенного союза и стран СНГ, которые осуществляют торговую деятельность с Россией в режиме беспошлинной торговли». Подробно читайте «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Затем россиянам сообщили, что их накормит ЕАЭС. При этом один из ключевых моментов заключается в том, что страны так и не договорились в части санитарного и фитосанитарного регулирования. По многим нормам принимаются технические регламенты Таможенного союза, доминирующие над национальными техрегламентами. Проще говоря, нет единого надзорного механизма. Вместо этого надзорные ведомства каждой из стран могут принимать разные решения по одним и тем же правилам. Фактически создалась ситуация, когда на одном таможенном поле «евразийцы» следуют разным правилам игры.
При этом российские эксперты подчёркивали, что неоднократные заявления Минска о том, что Белоруссия не будет заниматься прямым реэкспортом — это сплошное лукавство, так как белорусские власти прекрасно осведомлены о нём.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал всё это почти фантазиями, которые не стоят и «выеденного яйца», которые идут от «лоббистов, чтобы держать в России высокие цены на продукцию». «Это бездумное давление на Белоруссию ваших лоббистов, жуликов, которые производят аналогичную продукцию в России, — заявил он на одной из осенних прошлогодних пресс-конференций в Минске.
Но экспертное сообщество напевало в унисон: белорусское руководство осведомлено, как работает местная пищевая промышленность. «Она давно злоупотребляет своим транзитным положением внутри Таможенного союза. Например, в официальных отчётах белорусского комитета статистики не скрывают, что страна традиционно поставляет в Россию экзотические фрукты и морепродукты, — пояснял вопрос директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — И даже знаменитые белорусские колбасы и молочные товары — это результат переработки дешёвого европейского сырья».
Об этом знало и российское руководство, прекрасно осведомлённое о реальном положении дел в стране. К тому времени уже было известно, что мясоперерабатывающая отрасль «просела» капитально, лишившись легального импорта сырья из ЕС и Канады. Минэкономразвития (ещё до «подрезки» бюджета) прогнозировало, что к 2017 году производство говядины вырастет всего на 2-4% к уровню 2013 года из-за нехватки средств!
По «молочке» прогнозы были лучше, но с отсылкой: быстро и качественно импортозаместиться страна не сможет. При этом в отличие от многих других продуктов зависимость России от импорта молочной продукции невелика. Главной же проблемой молочной отрасли по-прежнему называют дефицит сырья, «который необходим России для самообеспечения населения молочными продуктами». Об этом недавно ещё разнапомнил Андрей Даниленко — глава национального союза производителей молока «Союзмолоко». Он не раз обращал внимание на то, что в мире подавляющее большинство стран имеет программы для поддержки отечественного сельхозпроизводства. «А у нас позиция какая: «Нет собственного производства? Давайте завозить». Никто не думал о том, что импорт — это вывод капиталов из страны, сокращение рабочих мест», — отметил он ещё в самом начале разгона кризиса, выразив надежду, что «теперь на молочную отрасль обратят внимание». Но воз и ныне там. (Подробно о проблемах в отрасли можно прочесть в «Обзоре рынка молока и молочных продуктов в России с января по сентябрь 2014 года»).
Было ожидаемо и то, что «европеец» из «недружественной» страны пойдёт обходным путём, задействовав страны ЕАЭС, которые будут (в свою очередь) использовать транзитные беспошлинные каналы в собственных интересах и зарабатывать на реэкспорте. Одним словом, было ожидаемое очевидное-невероятное.
ЗАШТОРМИЛО И БЕЗ ТУРЦИИ
Затем сводки по Белоруссии спустились в газетный «подвал», а затем тема и вовсе ушла с первых полос. Были другие более важные дела, которые требовали быть освещёнными — внимательно и беспристрастно.
То АвтоВАЗ заштормило в очередной раз: митингующие требовали национализировать завод, повысить зарплаты и отправить в отставку президента автомобильного гиганта. ТоТульский «Советский завод строительных материалов» дошёл до ручки: увязнув в кредитных долгах, стал выдавать рабочим зарплату кирпичами. То учителя где-то в регионах вышли с пикетами, протестуя против отмены надбавок к зарплате.
То Счётная палата РФ вынесла вердикт по реформе здравоохранения — «провалена», — подведя неутешительные итоги плановых проверок 2013-2014 гг. То борьба с халатностью и коррупционерами в здравоохранении, проиллюстрированная показательными процессами от ОНФ и форумом «За качественную и доступную медицину»: тогда страна узнала, что есть ещё места, где люди замерзают в машинах скорой помощи по дороге в больницу, что врачи не получают зарплаты, так как ими закрывают кредитные нужды госпиталя, что медицинские деньги воруют. Подробно читайте «Рычаги выживания в медицине».
Было ещё много таких «то», а затем Россия стала бороться с ИГИЛ. Вместе с войной пришли разночтения по сирийскому вопросу на международной политической арене, а следом и антитурецкие санкции, данные (фактически) в ответ на вооруженный инцидент, а не по причине ответных санкционных мер. При этом санкции вводятся против частного бизнеса.
Теперь из Турции запрещены к ввозу тушки, а также субпродукты кур и индеек, свежие гвоздики, свежие томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, клубника и соль.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, конкретизирующее экономические санкции в отношении Турции. Текст документа размещён на сайте Кабмина. Ежегодный импорт овощей из Турции оценивается в 525 тыс. тонн овощей на сумму около $550 млн. Доля её овощной продукции в общем объёме импорта составляет 15%- 17%. По данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году (за три квартала) Россия закупила у Турции продуктов питания на $748 млн. Из овощей основную долю в этих поставках занимают томаты (сумма их импорта за девять месяцев этого года составила $281 млн.), а из фруктов — цитрусовые (сумма поставок составила $135 млн.).
СТОЯТ ИНСПЕКТОРЫ
Необходимость «закрытия» белорусского канала в надзорном ведомстве объясняют тем, что в последнее время специалисты задерживают часто и много подозрительного автотранспорта, который ввозит продукцию на территорию России «необоснованными логистическими путями».
«При этом наши белорусские коллеги выдают на эту продукцию реэкспортные фитосанитарные сертификаты, базируясь на основании поддельных сертификатов… Только в этом году Россельхознадзор задержал свыше 400 таких автомобилей». «Совершенно нелогичны логистические пути, когда, к примеру, продукцию из Китая везут сначала в Литву, затем через Белоруссию поставляют в Россию», — отмечают в пресс-службе Россельхозенадзора, уточняя, что предпринятые меры будут касаться только продукции, которая приходит из Белоруссии, а на остальной территории России «стоят инспекторы Россельхознадзора», готовые «обеспечить контрольный механизм».
Они там стояли и раньше, обеспечивая этот самый «контрольный механизм». Если пронесёт, то стоять дружным отрядом будут недолго: пока белорусы не одумаются и не прекратят подделывать сертификаты Турции и Марокко, а ещё — Израиля, ЮАР, Бразилии …..