Жалобонакатный станок: как учителям защищать свои права
Рособрнадзор запустит чат-бот на образовательной платформе «Сферум», куда учителя смогут направлять жалобы. Работать это будет как официальное обращение: каждое сообщение попадет к ответственным лицам, а проблема не будет считаться решенной, пока с этим не согласится сам педагог, направивший жалобу. Эксперты отмечают, что инициатива может быть полезной, но есть и опасность, что чат-бот превратится в место, где учителя просто будут выпускать свои эмоции. В педагогических профсоюзах подчеркивают, что самый эффективный способ решения проблем в образовании — не частные обращения, а коллективные действия. Подробнее о том, как учителям защищать свои права, — в материале «Известий».
Как будет работать чат-бот
О планах по запуску в «Сферуме» чат-бота для жалоб учителей сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на заседании комитета Госдумы по просвещению. По его словам, сейчас идет доработка этого инструмента.
«Если учитель пожаловался и регион проблему не решил, там сразу будут гореть «фонарики». Пока сам учитель эту галочку не снял, что его проблема решена, мы будем на контроле держать перед каждым министром», — сказал глава ведомства.
«Сферум» — это учебный профиль «VK Мессенджера», российский информационно-коммуникационный сервис, который предназначен для общения учителей, школьников и родителей. По данным пресс-службы сервиса, сейчас «Сферумом» пользуются 25 млн педагогов, учащихся и их родителей, и с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года это число выросло почти вдвое. 2,1 млн пользователей — педагоги.
— «Сферум» регулярно развивает и совершенствует сервис, в первую очередь учитывая пожелания педагогов. К новому учебному году планируется выпустить ряд новых функций, в том числе разрабатывается специальный чат-бот для Рособрнадзора, который будет принимать вопросы и жалобы от учителей со всей страны. В ближайшее время будет проводиться тестирование сервиса, — пояснили в компании «Известиям».
Как учителя относятся к чату в «Сферуме»
Мнения учителей о «Сферуме» расходятся. Так, председатель Единой независимой ассоциации педагогов (ЕНАП, действует в Москве) Екатерина Морозова заявила, что нет какого-то негативного отношения к самому сервису и очень многие московские школы уже перешли из внутренних чатов именно на эту платформу. Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, напротив, высказался в отношении «Сферума» довольно резко, назвав его «громоздкой системой», которая отнимает у учителей время. При этом он указал, что его навязывают учителям, родителям и ученикам, хотя есть много различных бесплатных аналогичных сервисов.
Замруководителя правового департамента аппарата, главный правовой инспектор труда Общероссийского профсоюза образования РФ Екатерина Дунаева отметила, что «Сферум» — это вспомогательный инструмент для участников образовательного процесса, а чаты в подобных мессенджерах — одновременно эффективный способ дистанционного взаимодействия и дополнительный фактор, отвлекающий от работы.
— Поэтому в целом мы разделяем инициативу Рособрнадзора о введении дополнительного контрольно-надзорного механизма защиты учителей с помощью образовательной платформы «Сферум», но выражаем опасения, что этот механизм может привести к дополнительной нагрузке и заполнению дополнительных электронных форм отчетности, — сказала она «Известиям».
Екатерина Дунаева отметила, что в 2023 году общепрофсоюзная тематическая проверка и анонимное анкетирование педагогов по вопросам заполнения избыточной отчетности выявили более 19 тыс. нарушений, которые касались в том числе различных электронных ресурсов, которыми пользуются учителя.
Екатерина Морозова также видит определенные риски в появлении такого чата для жалоб.
— Я получаю много жалоб в адрес ассоциации, и, по правде говоря, в большинстве своем это просто эмоции, — говорит она. — Понятно, что учителя не могут идти с этим к руководству, поэтому ищут другие каналы. Поэтому чат может превратиться в место для того, чтобы педагоги выплескивали эмоции, а ответственные лица должны будут с этим разбираться.
Поэтому, говорит председатель ЕНАП, должны быть четкие критерии: какие жалобы будут учитываться, к какому ожидаемому результату они должны приводить.
Помогут ли жалобы
Дмитрий Казаков считает появление такого чат-бота своеобразным «заигрыванием с учителями», которое на самом деле не будет реальным механизмом решения проблем.
— Жалобы — это всего лишь один из инструментов для того, чтобы решить какую-то частную проблему, их и сейчас можно направить конкретному адресату, в тот же Рособрнадзор например. Но такие обращения часто приводят лишь к отписке в ответ, — замечает он. — Поэтому появление такого бота — это лишь способ показать заботу об учителях. Не то чтобы это плохо, но больших надежд на это я не возлагаю.
Партнер компании «Афонин, Божор и партнеры» Александр Афонин отмечает, что сейчас порядок подачи жалоб одинаков для всех основных участников образовательного процесса: в случае нарушения прав учащихся или учителя им следует обратиться сначала к директору школы.
— В случае отсутствия мер реагирования жалоба может быть подана в департамент образования соответствующего региона, а при невозможности урегулировать вопрос на региональном уровне — непосредственно в Министерство просвещения РФ, — сказал он «Известиям». — Дополнительно жалоба может быть направлена в Рособрнадзор, который занимается контролем реализации регионами полномочий в сфере образования, либо в Роспотребнадзор, если речь идет о жалобе на условия труда учителей и потенциально негативные факторы для здоровья детей.
Общий надзор осуществляет и прокуратура, добавил юрист.
Екатерина Морозова замечает, что учителя часто не понимают, что направленные сразу в муниципальные управления образования или в региональное министерство жалобы обычно возвращаются в школы — их спускают к директору организации. Поэтому важно сначала попытаться урегулировать вопрос внутри школы.
Как защищать свои права учителям
Дмитрий Казаков отмечает, что самым эффективным способом решения проблем является не частная жалоба, а коллективные действия.
— Например, если руководство школы нарушает права учителей, то можно задействовать механизмы профсоюзных кампаний, — сказал он. — Вариантов может быть много: коллективные жалобы, обращения в суд или надзорные органы, коллективный отказ от работы. Всё это работает гораздо лучше, чем любая одиночная жалоба, даже поданная в прокуратуру.
По его словам, нужно уметь управлять ситуацией в школе, и это касается в том числе взаимодействия с родителями: с ними проблемы надо решать с помощью личного общения и вовлечения в учебный процесс. Дмитрий Казаков замечает, что и здесь нужна коллективная работа. Например, родителям можно помочь в создании родительского комитета, с которым потом и вести переговоры по самым разным вопросам.
— Школьники тоже могут создавать свое реально действующее самоуправление, — заметил председатель профсоюза «Учитель». — Российское законодательство позволяет создавать организации и родителей, и учителей, и учащихся. С их помощью все проблемы будут решаться гораздо эффективнее, чем через «систему челобитных».
Екатерина Морозова и Екатерина Дунаева также указывают на возможности профсоюзных организаций в любом образовательном учреждении как способа защиты прав учителей. Могут помочь и крупные профсоюзы.
— В Общероссийском профсоюзе образования на всех уровнях организационной структуры действует 156 штатных правовых инспекторов труда и 3490 внештатных инспекторов труда, — замечает Екатерина Дунаева. — Например, в прошлом году более 27 тыс. членов профсоюза получили бесплатную правовую помощь по различным вопросам. По запросам учителей направлялись обращения и заявления в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, комиссию по трудовым спорам и т.д.
За 2023 год Общероссийский профсоюз получил более 18 тыс. жалоб от педагогов. Одним из самых эффективных и результативных способов защиты прав работников образования оказалось обращение в суд, говорит Дунаева: в 2023 году там было рассмотрено более 2 тыс. дел с участием профсоюза, в 98% случаев иски были удовлетворены полностью или частично.
— Педагогические работники могут также обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Этот правовой институт появился в федеральном законе «Об образовании» по инициативе профсоюза, — добавляет Екатерина Дунаева.