Крупные планы: чем закончился третий сезон «Бриджертонов» и стоит ли его смотреть
На первый план в новом сезоне «Бриджертонов» ожидаемо выходит бодипозитив — он сместил с пьедестала основную фишку первых двух проектов, расовое разнообразие. Формально третья часть экранизации романов Джулии Куинн фокусируется на очередном члене семьи Бриджертон, но одеяло на себя перетягивает Пенелопа Фезерингтон в исполнении восходящей звезды Николы Кохлан. Это во многом спасает шоу, которое уже теряет свое очарование: мир «Бриджертонов» слишком идеален, и зрителей это устраивает всё меньше. «Известия» посмотрели финал третьего сезона шоу. Осторожно, спойлеры!
Книга не лучше фильма
Шоу «Бриджертоны», основанное на серии псевдоисторических романов Джулии Куинн, впервые вышло в 2020 году и снискало небывалый успех за счет расового разнообразия и обилия романтических интриг. На момент выхода сериал стал самым популярным проектом Netflix, а второй сезон поставил рекорд — за первые три дня он собрал более 193 млн часов просмотра в 92 странах. Каждый из проектов — сейчас их три, а еще в 2023-м вышел спин-офф «Королева Шарлотта: История Бриджертонов», — сконцентрирован на определенном персонаже и его любовных отношениях.
Сериал начинался как история любви старшей дочери семейства Дафны Бриджертон и чернокожего герцога Гастингса, Саймона Бассета. Продолжение было связано с Энтони Бриджертоном и его пассией из Индии — Кейт Шарма.
В третьем сезоне кажется, будто бы линия должна разворачиваться вокруг Франчески Бриджертон, третьей дочери семьи, которая вот-вот выйдет в свет следующей и будет искать себе мужа. Но настоящей главной героиней стала не она.
— Это должен был быть год Колина Бриджертона, поскольку он является членом титульной семьи. Но сезон принадлежит Пенелопе, самой младшей и самой игнорируемой сестре Фезерингтон, — пишет обозреватель USA Today Келли Лоулер.
Пожалуй, это и к лучшему, как и то, что сценаристы пересмотрели литературную основу и создали заметно посвежевшую версию книжных линий в симбиозе с экранными. Ряд отрывков были грамотно размещены по наиболее адекватным местам хронометража, а не по порядку повествования. Получилось гармонично: шоу удалось изменить почти все основные моменты книги, не потеряв при этом духа истории и не создав ощущения, будто о произведении полностью забыли.
Например, в конце книги «Роман с мистером Бриджертоном» Пенелопа полностью отказывается от своего альтер-эго, «леди Уистлдаун», аналога таинственной «Сплетницы» из одноименного сериала с Блейк Лавли. А в сериале Пенелопа решает оставить в прошлом лишь псевдоним. Она не бросает свое писательское хобби и раскрывает карты: теперь автор известен, и имя ему Пенелопа Бриджертон. С точки зрения сценария такой ход оказался гораздо лучше книжной версии, но это не первое и не последнее отличие от книги.
— История Колина и Пенелопы — не лучший из романов Джулии Куинн, но ее магия заключается в сюжетной линии «друзья-любовники» между двумя ее любимыми персонажами, — считает обозреватель The Wrap Лорен Пистер.
Секс не ради секса
Есть и другое важное отличие. В произведении роман Пенелопы и Колина развивается еще менее стремительно, чем на протяжении трех сезонов шоу. Так, книжная Пенелопа худеет на 13 кило, а затем, еще через пару лет, в нее влюбляется Колин. Но в сериале этого не происходит. Нам ясно дают понять, что весовые метаморфозы — далеко не самый веский повод обратить внимание на девушку и разглядеть в ней личность. Так сценарий открывает перед зрителем портал в мир бодипозитива взамен расовых вопросов, которые выходили на передний план в первом и втором проектах.
Первая часть третьего сезона закончилась довольно горячим эпизодом в карете, а вторая практически сразу возвращается к интимному продолжению банкета для Пенелопы и Колина.
Но обилие экранного секса в их паре заточено именно на дискурсе принятия себя. Это не постельная сцена ради постельной сцены. Каждый такой эпизод по чуть-чуть меняет жизнь и самовосприятие Пенелопы, чувствующей себя чужой среди общества высоких и стройных аристократок — достаточно нескольких гримас, блестяще отыгранных актрисой Николой Кохлан, чтобы передать, насколько эти моменты весомы для раскрытия героини и ее чувств.
Кохлан чрезвычайно талантлива — это стало очевидно после ее роли в североирландском сериале Netflix «Девочки Дерри». И в «Бриджертонах» актриса показывает чудеса трансформации.
Отчасти гиперопекающая мать, а отчасти и вес Пенелопы повлияли на то, что она была тихоней, создавая свое альтер-эго «леди Уистлдаун» как отдушину и выход из внутреннего неповиновения, неуверенная в том, что какой-то мужчина взглянет на нее дважды. На экране мы видим развитие персонажа от аутсайдера, наряженного как кекс на детский утренник, до чудесно реализованного персонажа, который шаг за шагом расцветает внутренне и начинает осознавать свои желания.
— Динамика между Пенелопой и Колином — парнем с высоким статусом, который влюбляется в явно нежелательную девушку, — довольно стандартна. Но в «Бриджертонах» она не потеряла ни на йоту своей многовековой привлекательности. Частично это связано с актерской игрой: Никола Кохлан сенсационна в роли Пенелопы Фезерингтон, женщины, которая погрязла в унижениях, но не может заставить себя отказаться от надежды на счастливое будущее, — считает критик The Guardian Рейчел Ароэсти
Ложка карнавального дегтя
Глянцевая гладкость — то, чего зритель ждет от «Бриджертонов» из сезона в сезон, в этом смысле шоу не эволюционировало. Персонажи ослепляют своим великолепием: у них потрясающие платья, в которых они разгуливают по идеально ухоженным садам с плодоносящим виноградом. Бездымный, экологически чистый Лондон — едва ли можно понять, что это первая треть XIX века, в которой случались не только балы, где зарождался стиль «денди», но и наполеоновские войны.
Да, даже такой инклюзивный проект, как «Бриджертоны», прославившийся в первую очередь расовым разнообразием в декорациях альтернативной эпохи Регентства, охватывает далеко не всё. И многослойный акцент на бодипозитивной истории ему не помогает, хотя за этой линией приятно следить ввиду ее продуманности и относительной свежести. Шоу продолжает напоминать какую-то слишком идеальную и вычищенную сказку, в которой нет ничего страшнее романтических драм и сексуальных интриг.
— Признаться, я уже утомлена бесконечными бальными залами и роскошно одетыми богачами, утопающими в танцах и неоднозначных взглядах друг на друга. Здесь нет иных времен года, кроме весны, а еще нет настоящих бедняков, персонажей из рабочего или среднего класса. У слуг попросту нет жизней. Всё существует лишь для того, чтобы передвигать симпатичных людей по бальному залу, — делится мнением критик Slate Ребекка Онион.
Конечно, для тех героев, которые не являются Бриджертонами, вопросы финансового краха часто проскальзывают в повествовании. Но они никогда особо не бросаются в глаза. Например, героине второго сезона, Кейт Шарма, было нужно выдать сестру замуж за кого-нибудь из аристократии, чтобы получить финансовую поддержку для семьи. А Физерингтонам будто бы постоянно едва удается избежать какой-то очередной катастрофы. Но в основе истории — всё равно комфорт и изобилие.
— Несмотря на то что расово разнообразный актерский состав шоу остается революционно инклюзивным, «Бриджертоны» даже отдаленно не обеспокоены бедняками, обеспечивающими всю роскошь, которой наслаждаются представители аристократии, — подтверждает Речейл Ароэсти из The Guardian.
Не каждое шоу должно представлять абсолютно всех потенциальных игроков сюжета, и попытка реализовать это в «Бриджертонах», пожалуй, была бы обречена. Но спустя три сезона шоу ограниченная классовая среда начинает надоедать и зритель чувствует недостаток фактуры. Вселенная сериала и его вышколенные герои-куклы безвозвратно становятся всё более плоскими, один за другим.
«Бриджертоны» уже не смогут воссоздать волшебство первого сезона, в котором всё было сбалансировано: было по чуть-чуть любви, секса, интриг, дружбы и дуэлей. Вряд ли сериалу удастся продолжить выезжать на постельных сценах, расовом многообразии и разговорах о принятии внешности, далекой от модельных стандартов. Аудитория неизбежно пресытится ими и будет ждать более острой повестки, которую шоу, возможно, не сможет дать в будущих сезонах. По крайней мере в четвертом, на который проект уже продлили.