«У меня нет волшебной палочки»: инспектор от ОНФ осмотрел многострадальные дома «спековцев» в Бийске
Общероссийское общественное движение «Народный фронт» не готово дать гарантию, что проблема жителей «новых аварийных» домов в Бийске на улице Спекова разрешима. К такому выводу пришел побывавший 2 декабря в наукограде с инспекцией руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. Вместе с ним на объекте присутствовали и делегаты от Алтайского реготделения ОНФ.
Согласно данным сайта АИС «Реформа ЖКХ», строительство домов в рамках реализации программы расселения аварийного жилья в наукограде по адресам: улица Спекова, 8, 8/1, 8/2 было завершено в начале 2012 года, тогда же люди получили новые квартиры. Однако жилые здания были возведены с многочисленными нарушениями: отслаивалась облицовочная плитка, промерзали стены, протекала деформированная кровля, из-за нарушений в системе вентиляции в квартирах появились грибок и плесень. Летом 2013 года были проведены ремонтные работы на сумму 34,6 млн рублей, но дома так и остались непригодными для проживания.
В марте 2015 года в Фонде ЖКХ состоялось селекторное совещание, где начальник Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Станислав Набоко заявил, что в январе-феврале были проведены дополнительные работы, однако от жильцов продолжили поступать заявления о том, что ничего не изменилось - устранение дефектов было проведено лишь в четырех квартирах из 27. Кроме того, в апреле в результате экспертизы Роспотребнадзора в жилых помещениях обнаружено повышенное содержание фенола. Люди жаловались на общее ухудшение здоровья - кашель, чихание, головную боль и головокружение. Летом был проведен косметический ремонт подъездов, но по словам местных жителей, это не решило конструктивных нарушений, допущенных при строительстве. В ноябре в одной из квартир дома по улице Спекова, 8/2 начал трескаться потолок и провалились полы.
На встрече с Николаем Николаевым жители по традиции сетовали на неудобную планировку и размеры жилплощади, а также многочисленные дефекты как внутри квартир, так и снаружи — в подъездах и подвалах. Для убедительности переселенцы провели мини-экскурсию для приезжих по каждому из спековских домов, продемонстрировав дыры в полу, наклоненные лестничные площадки, отсутствие окон в детской комнате, недоделки в подвале, холодные подъезды и др. Глава администрации Бийска Николай Нонко на объекте так и не появился, хотя, по предварительной информации от ОНФ, обещал быть.
От краевых властей на «разборе полетов» присутствовал замначальника Алтайского Главстроя Андрей Голубцов, который лишь изредка вступал в споры с кем-то из наиболее активных бийчан, доказывавших свою правоту. «Четвертый год нас мурыжат, запугивали - сюда не пойдете, вообще ничего не получите», - бросались обвинениями жители. «Заведено уголовное дело (в отношении застройщика - прим. ред. БФ), оно сейчас расследуется», - пробовал обороняться представитель Главстроя. Многие из активистов в первую очередь подчеркивали, что сами они в таких условиях еще могут потерпеть, но их беспокоит судьба детей.
Характерно, что по признанию г-на Николаева, со столь вопиющей ситуацией как в Алтайском крае, он сталкивается впервые: «Вы меня конечно, извините, я не специалист в строительстве, но все это скорее напоминает хозяйственную постройку, нежели жилье для людей, когда используют какие-то совершенно непонятные материалы, а дома собирают как конструктор».
Пришлось «фронтовику» отвечать на ряд риторических вопросов. Одна из жительниц поинтересовалась, должны ли «спековцы» в нынешних обстоятельствах платить за капремонт. «По закону - да», - не задумываясь ответил Николай Николаев. «А по совести?», - продолжила допрос бийчанка. Тем не менее активист предложил придерживаться платежной дисциплины, напомнив про повышенное пени. «С другой стороны, я вас прекрасно понимаю: «Да ну, за это еще и что-то платить», - попробовал примирить суровость российского законодательства с бийскими реалиями спикер.
Николай Николаев, руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза»:
Чтобы опять вернуть эту историю на контроль, запросим у прокуратуры результаты экспертиз. Мы не являемся уполномоченной что-то решать самостоятельно структурой. Жителям, как мне сказали, на руки их почему-то не дают. Еще раз подчеркну, чтобы у вас не было обманутых ожиданий: здесь нет волшебной палочки, я не обещаю вам стопроцентный результат. Будем стараться делать все вместе, давайте проведем вначале независимую экспертизу по фенолу и по строительству. Перед самым отъездом сюда я написал большое письмо в администрацию президента с просьбой отозвать акт сдачи домов в эксплуатацию. Мне кажется, что в будущем из этих построек можно например сделать тот же маневренный фонд <...>.
Здесь ситуация тяжелая, у нас есть несколько таких домов по стране. Положение долго не исправляется и нет понятного метода ее исправления - одни инстанции пишут одно, другие их опровергают, прокуратура проводит экспертизу, но никто не знает ее результатов, город говорит, что все сделано и исправлено. Мы же с вами сейчас воочию видели - полы у людей проваливаются, шатаются.
Какой есть выход? Самый главный шаг - вернуть эти три дома на контроль Фонда ЖКХ, и второе - получить объективную картину по строительной экспертизе, а вообще-то СНиПам этот дом соответствует как жилой? Честно, впервые вижу такое, когда конструкции забиты минеральной ватой. Мы проехали в этом году уже 25 регионов, ни с чем подобным сталкиваться не доводилось. Если экспертизы все-таки покажут, что здесь можно жить, значит надо приводить дома в порядок, нет - значит тоже нужно признать этот факт и принимать какое-то иное решение.
В итоге жители в очередной раз обменялись своми контактами с «фронтовиками», предоставив псоледним в качестве «вещдока» фотографии своих квартир, а также образцы строительных материалов. «Вы только не бросайте нас Николай Петрович, - обратились напоследок к визитеру бийчане, - а то много кто у нас за это время поперебывал. Приедут, поговорят, отобедуют и пропадают потом». «Мы обедать не собираемся», - отшутился напоследок руководитель «Народной эспертизы».