Число зарубежных высококвалифицированных специалистов в России упало на треть
Такой статус имеют в основном выходцы из Китая, Турции и Индии
В 2023 г. в России работало около 32 000 иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС). С 2022 г. их численность почти не изменилась, а по сравнению с 2021 г. их стало на 12 000 меньше. Такой вывод сделала ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская в статье "Трудовая миграция в Россию: сокращение потоков на фоне мало меняющейся географии". Исследование опубликовано в научном издании "Журнал Новой экономической ассоциации", с которым ознакомились "Ведомости".
Флоринская опиралась на данные Главного управления по вопросам миграции МВД по числу оформленных разрешений на работу для ВКС. Это единственный источник статистики, позволяющий судить о численности таких специалистов в России. Разрешение для ВКС выдается на срок до трех лет и требует регулярного обновления. Общее число оформлений включает и вновь приехавших, и продолжающих работу в России ВКС и поэтому дает примерное представление об общей численности таких мигрантов в конкретном году.
Правительством утвержден перечень из 180 профессий, с которыми возможно получение статуса ВКС, – главным образом это медицинские, инженерные, технические и управленческие специальности. ВКС отличается от других трудовых мигрантов уровнем знаний и навыков и размером зарплаты. Требования к доходу таких сотрудников регламентируются законом, а их компетентность и реальный уровень квалификации работодатели оценивают самостоятельно – здесь специальных требований нет. В общем случае порог по зарплате составляет 750 000 руб. за квартал, но есть ряд исключений, когда ВКС можно платить меньше (например, научным работникам или преподавателям, сотрудникам центра "Сколково").
ВКС нанять легче, чем других иностранцев. Работодателю не нужно получать разрешение на привлечение мигрантов, ориентироваться на квоты для визовых стран и допустимую долю мигрантов в его отрасли. Самим специалистам тоже предоставляется ряд льгот – например, им не нужно подтверждать знание русского языка, а ВНЖ оформляется по упрощенной процедуре. Однако с момента введения этих преференций для ВКС в 2010 г. их среднегодовая численность так ни разу и не превысила 50 000 человек – 2021 год с показателем в 44 000 разрешений на работу для ВКС был рекордным, отмечает автор.
Статус ВКС имеют в основном выходцы из стран дальнего зарубежья, указано в статье. В прошлом году лидерами были Китай (33% для ВКС), Турция (28%), Индия (12%), Южная Корея (3%) и Сербия (2%). Если говорить о последних пяти годах, лидеры были примерно те же, разве что место Южной Кореи занимал Вьетнам, рассказала "Ведомостям" Флоринская. Довольно близко к топ-5 были мигранты из Украины и Германии, но сейчас из-за геополитических обстоятельств их число резко снизилось.
Определить реальное число зарубежных специалистов высокого класса по официальной статистике невозможно, полагает руководитель департамента дальнего зарубежья компании "Финвал" (специализируется на подборе и оформлении сотрудников из дальнего зарубежья) Сергей Суворов. Причина в том, что статус ВКС часто используется российскими работодателями как способ нелегального обхода квот на "визовых" мигрантов. Иногда аналогичную схему также используют иностранные коммерсанты, которые хотят легко въехать в страну, – в первую очередь китайские, добавил Суворов. Они платят российским компаниям за трудоустройство по ВКС, а на деле ведут собственное дело, например торгуют на рынке.
Эту тенденцию подтвердил бывший замдиректора Федеральной миграционной службы (упразднена с 2016 г., ее функции переданы МВД) Вячеслав Поставнин. "У нас нет механизма сепарирования реальных специалистов от простых работников", – констатировал он.
На этом фоне снижение численности ВКС связано скорее не с реальным оттоком ценных иностранных специалистов, а с изменением объема квот на мигрантов в 2022-2023 гг., считает Суворов. Власти стали разрешать наем большего числа визовых иностранцев из-за оттока работников из ближнего зарубежья. Часть из общего числа ВКС действительно были таковыми, в первую очередь сотрудники "дочек" иностранных компаний, но их долю в официальной статистике определить невозможно, заключил эксперт.
Суворов ожидает, что по результатам 2024 г. численность ВКС в России существенно возрастет. Хотя квоты растут, у работодателей появилась другая проблема, пояснил эксперт. С мая в России больше нельзя сдать экзамен на знание русского языка в коммерческой компании, что значительно усложняет наем мигрантов. Для ВКС требований к знанию языка нет, поэтому оформить иностранного сотрудника в этом статусе – это сейчас единственный способ привезти его в Россию, сказал Суворов.
Мигранты из БРИКС
ВКС – единственная категория трудовых мигрантов, где преобладают граждане визовых стран. "При этом в последнее время в прессе много сообщали о планирующемся массовом привлечении трудовых мигрантов из дальнего зарубежья как альтернативе сократившейся трудовой миграции из СНГ", – отметила Флоринская.
Например, привлекать рабочую силу можно из Индии и Бангладеш – стран с невысокими требованиями к зарплате у работников и большой численностью населения, заявлял в октябре 2023 г. директор Института Столыпина Антон Свириденко. А в сентябре бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал президенту Владимиру Путину упростить механизм трудовой миграции для граждан визовых стран. В частности, можно не учитывать таких мигрантов при определении квоты на иностранную трудовую силу в той или иной отрасли, считает Титов. На рабочую силу из дальнего зарубежья предъявляют повышенный спрос и сами компании – с таким запросом они часто обращаются в кадровые агентства, писал "Коммерсантъ" в феврале.
Тем не менее доля мигрантов из дальнего зарубежья последние годы остается стабильно невысокой, констатирует Флоринская. До пандемии, в 2018-2019 гг., число оформленных разрешений для граждан дальнего зарубежья было выше 120 000 и 117 000 соответственно. После кризисов последних лет цифра стала меньше – за 2022 г. оформилось 90 000 человек, а за 2023 г. – 114 000. "Заметим, что число оформленных разрешений на работу для граждан дальнего зарубежья в 2023 г. не идет ни в какое сравнение с 2 млн патентов, оформленных гражданами стран СНГ", – обратила внимание Флоринская. Представитель Минтруда в мае сообщал "Ведомостям", что число работников из дальнего зарубежья составляет порядка 4,4% от количества всех трудовых мигрантов.
Чаще всего разрешения на работу в прошлом году оформляли выходцы из Китая (41%), Вьетнама (20%), Индии (12%), Турции (11%) и Сербии (2%). Но если говорить о доле этих стран в общем объеме трудовой миграции в Россию, то в первую десятку стран по числу поставленных на учет приезжих попадает только КНР, указано в статье. Ее доля в 2022-2023 гг. колебалась в районе 1%.
Подавляющее большинство работающих в России трудовых мигрантов – выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, отмечает автор. Доля этих трех стран Средней Азии последовательно росла на протяжении всего последнего десятилетия. Среди всех поставленных на миграционный учет с целью "работа" удельный вес таких мигрантов в 2023 г. составил 85%. Для сравнения: в 2021 г. эта доля составляла 82%, в 2020 г. – 72%, в 2019 г. – 68%. В целом на страны СНГ в 2023 г. пришлось 96%. Данными о постановке на учет с целью "работа" нельзя пользоваться для оценки абсолютного числа мигрантов, но с их помощью можно определить долю каждой страны в общем объеме, указывает эксперт.
Нисходящая динамика характерна и для общей численности трудовых мигрантов в России, причем на протяжении последних 10 лет, продолжает Флоринская. В 2012-2014 гг. в России единовременно находилось около 6-7 млн трудовых мигрантов. К 2018-2019 гг. в результате последствий экономического кризиса и ужесточения миграционного законодательства их численность упала до 4,5-5 млн человек. Затем пандемия, сопровождавшаяся закрытием границ, снижением спроса на труд мигрантов и девальвацией рубля, снизила общее число трудовых мигрантов еще на четверть. В результате санкций, нового ослабления курса и других трудностей по итогам 2023 г. их численность составляла 3-3,5 млн человек, или около 4-4,5% от общего числа трудоустроенных, подсчитала автор на основе открытых источников. Путин в марте 2024 г. оценивал долю трудовых мигрантов в 3,7% от общего числа работающих в стране.
Россия испытывает сложности с привлечением иностранных работников из визовых стран из-за сложного миграционного законодательства, тяжелого климата и недостаточного внимания властей к этому вопросу, считает Поставнин. В частности, в стране не создали грамотной системы привлечения и удержания трудовых мигрантов – на этом фоне выигрывают европейские страны. Там для них предусмотрены выплаты, обучение языку и даже рабочей специальности, напомнил бывший глава ФМС.
Чтобы решить проблему, России нужно создать отдельную миграционную службу с определенной стратегией и четко выстроенными механизмами, задачами и целями, считает он. В противном случае страна не только не привлечет новых мигрантов из визовых стран, но и потеряет работников из ближнего зарубежья. На рынках Узбекистана, Таджикистана и Киргизии уже активно привлекают работников компании из Англии, Польши, Франции, Японии и других стран. Если Россия не поменяет миграционную политику, через 5-10 лет мигранты из Средней Азии будут выбирать Запад, прогнозирует Поставнин.
При этом эффективную миграционную политику невозможно разработать, не понимая реальных потребностей экономики в иностранной рабочей силе, добавила доцент РЭУ им. Плеханова Фарида Мирзабалаева. Сейчас в России нет единой методики определения этой потребности – ее определяет каждый регион по отдельности, основываясь на собственных расчетах и опыте. Для эффективного регулирования рынка иностранной рабочей силы властям нужно мониторить наем мигрантов российскими компаниями на федеральном уровне, считает эксперт.