Почти 80 лет зареченка искала своего отца
Дети военных лет, чьи отцы пропали без вести во время Великой Отечественной, уже вырастили внуков и правнуков. Но, как и семь десятков лет назад, ищут своих родных и надеются получить о них хоть какие-то сведения. В этом году о месте захоронения отца узнала Надежда Ивановна Черенкова. Адрес: Польша, концлагерь Аушвиц.
Ели траву
До войны Надежда Ивановна жила в небольшом селе Оренбургской области. Отец – завхоз, мать – колхозница. В семье подрастало пятеро детей. На фронт отца забрали в 1941 году, а в 42-м пришло извещение, что Иван Гаврилович Карпов пропал без вести.
«Мать получала пособие – 40 рублей. На них и кормила многодетную семью, – вспоминает Надежда Ивановна. – Жили мы голодно и холодно. Старшие дети пололи на колхозных полях просо, а сорняки несли домой. Эту траву мы ели. Я и сейчас могу назвать 20 видов сорняков, которые считались съедобными», – вспоминает зареченка.
Долгое время семья Надежды ютилась в одном доме с родственниками отца. Потом решили построить свой. «Мне было четыре года, и осенью я месила глину с соломой босыми ногами, а мама делала саманные кирпичи. Вот так у нас появилось жилье», – грустно улыбается Надежда Ивановна.
Ждала всю жизнь
Ее мать, Фекла Андреевна, до самой смерти ждала мужа. Не верила в его гибель, не выходила замуж, а ведь к ней не раз сватались. Все надеялась, что вернется с фронта Иван и жизнь станет легче. Надежда тоже не забывала отца. Особенно запала в душу такая мирная картина: обеденный стол в избе, за ним сидит отец и угощает детей медом.
После войны Надежда окончила медицинские курсы, вышла замуж и в 1969 году приехала жить в Заречный. Работала на заводе. И никогда не оставляла надежды получить хоть какую-то весточку о сгинувшем на войне отце.
Помог родственник
Найти следы пропавшего солдата зареченке помог ее дальний родственник. По крупицам он собрал информацию на ресурсах «Подвиг народа» и «Мемориал» и выяснил, что Иван Карпов воевал на Юго-Западном фронте в 389-м стрелковом полку 186-й стрелковой дивизии. По списку воинских захоронений, который опубликовали в «Одноклассниках», родственник случайно нашел и место его гибели.
Аушвиц, он же Освенцим
В 1942 году отец Надежды Ивановны попал в плен и умер в Польше в концлагере Аушвиц. Немецкий вариант названия – Освенцим. Солдат захоронен на интернациональном воинском кладбище в местечке Ламбиновице. Здесь, только по официальным данным, покоятся около 42 тысяч узников концлагеря, который называют фабрикой смерти.
«Были бы у меня силы, я бы пешком обошла все места, где воевал отец, и добралась бы до его могилы», – сквозь слезы говорит Надежда Ивановна.
Ей самой уже 85 лет. Она даже в магазин ходит с трудом. Но в нашу редакцию все же пришла, чтобы рассказать: не пропал отец бесследно, есть у него могилка, которой могут поклониться внуки и правнуки. До этого у Надежды Ивановны была только выцветшая фотография отца, которую она бережно хранила.