«Йога — это не религия». Как белгородец Евгений Дынько уже более десяти лет занимается хатха-йогой
— Евгений, как давно вы занимаетесь йогой и как стали интересоваться этим направлением физической активности?
— Йогой я начал заниматься в 2013 году. Причины как таковой и не было, — просто был живой интерес, хотелось стать более гибким, и меня удачно позвали на первую практику. Занятие было очень сложным. У меня почти ничего не получалось, и когда йога закончилась, я захотел улучшить своё физическое состояние. Вокруг были гибкие люди, которые могли всё. Поэтому в итоге проснулся интерес прогрессировать в этом направлении.
— Вы занимаетесь йогой более десяти лет. Как вы пришли к пониманию, что можете стать проводником в мир йоги для других?
— Проводник — это, наверное, не совсем удачное слово. Когда у меня появился первый прогресс в практике йоги, когда улучшилось моё физическое и ментальное состояние, я понял, что важно иметь инструмент, который помогает двигаться в направлении эволюции тела и сознания. Мне захотелось этим инструментом поделиться с другими. Моя первая группа состояла из друзей, но потом постепенно к ней присоединялись коллеги по работе, знакомые ребята, начало работать сарафанное радио. Параллельно с преподаванием йоги я работал в офисе.
— Евгений, вы преподаёте классическую хатха-йогу. Почему выбрали именно её?
— В современном мире очень много придуманных стилей, где каждый преподаватель йоги называет свою методику авторской и уникальной. За этим теряется вся настоящая практика. Естественно, современные исследования в биомеханике движений очень важны, и я также на них ориентируюсь, однако остаюсь приверженцем классического стиля и стараюсь доносить его на своих занятиях.
— Какие ценности или принципы лежат в основе вашего подхода?
— Это очень интересный вопрос, на который не ответить одним или двумя словами. Основная ценность, которую я закладываю в свою практику, — развитие тела и развитие сознания конкретного человека, чтобы, занимаясь йогой, мы совершенствовались и проживали ситуации, которые происходят во внешнем мире максимально осознанно и адекватно.
— Йога — это физическая или духовная практика?
— Йога в переводе с санскрита означает «связь», «соединение», «объединение», поэтому некорректно будет говорить, что это только физическая или только духовная практика — это всё вместе. Используя такой комплексный подход можно развиваться гармонично.
— Йога — это про религию или про заботу о себе и своём теле?
— Многие современные преподаватели йоги всегда говорят о том, что йога — это не религия, однако школа йоги вышла из традиции индуизма, а индуизм — это слово, которое охватывает целый комплекс верований острова Индостан, на котором расположена современная Индия. По моему мнению, не имеет значения, какой веры человек придерживается. Он может брать из йоги всё или только часть методов, и практиковать их, продолжая выполнять обязательные предписания своей собственной религии. Йога — это очень гибкая практика, и именно так её надо воспринимать. Мы можем только заботиться о себе и своём теле, а можем придать этому гораздо большее значение. Всё зависит от выбора человека.
— Существует ли сообщество преподавателей йоги в Белгородской области?
— Официально зарегистрированного сообщества преподавателей йоги в Белгороде и Белгородской области нет. Однако с местными преподавателями мы периодически пересекаемся на различных мероприятиях и я хорошо знаю многих.
— Как вы думаете, с чем связано отсутствие такого сообщества?
— Во-первых, связано с не самым большим размером города, в котором мы живём. Во-вторых, с тем, что сегодня человек — «йога-тичер», а завтра он уже переключился на другую деятельность, и йога становится не так интересна. Хотя, мне видится в таком комьюнити большой потенциал. Буду думать на эту тему и подниму вопрос в разговоре с коллегами.
— Как вы обмениваетесь опытом и обучаетесь?
— Я стараюсь регулярно посещать семинары по йоге опытных практиков. Чаще всего езжу именно в столицу, в сообщество преподавателей, с которыми я вместе учился. Такие поездки очень ценны, позволяют отбросить некоторые сомнения в выбранном пути и помогают узнавать что-то новое, что можно внедрить в процесс передачи знаний другим.
— Как вы интегрируете медитации в свои занятия по йоге?
— У меня есть еженедельная онлайн-медитация, я провожу её в Telegram. В студии мы также делаем короткие медитации и дыхательные техники. Вообще всё, что касается медитации и эффекта от неё, — это кардинальное улучшение всей нашей жизни. Однако, это непростая работа, которая требует упорства и усидчивости. Поменять всё за короткий промежуток времени не получится. Именно это я стараюсь донести до своих занимающихся, что важна именно регулярность и постепенное освоение этой техники.
— Как вы помогаете начинающим ученикам преодолевать физические и эмоциональные вызовы в ходе практики?
— На занятия йогой приходят люди с разными физическими возможностями, с разными ограничениями, поэтому практика, которую я даю, всегда адаптивна. Очень важно, чтобы человек выполнял асаны (положения тела в пространстве — прим. Ф.) так, как они у него получаются без оглядки на внешнюю форму и какой-либо идеал. Такой подход по умолчанию самый адаптивный, я стараюсь доносить это новым людям на первом занятии.
— Какие изменения вы заметили у своих учеников благодаря регулярной практике йоги?
— Изменения сложно заметить сразу, потому что человек, практикующий регулярно, меняет своё состояние тоже постепенно. В любом случае я вижу, как люди улыбаются после практики йоги, как они делятся впечатлениями и иногда внедряют что-то в свою жизнь из теоретических основ йоги. Я периодически провожу семинары, на которых мы рассматриваем некоторые теоретические вопросы, и именно такие семинары в большей степени могут повлиять на нашу «мирскую жизнь». В любом случае изменения позитивные, я ни разу не слышал от занимающихся слов, что они вдруг стали злее или грубее в обычной жизни.
— Популярность йоги среди жителей Белгорода растёт?
— Йога в Белгороде существует очень давно. Наверное, на протяжении десяти лет преподаватели регулярно проводят свои занятия, поэтому изменения заметить очень сложно, однако всё чаще приходят люди, которые не занимались йогой раньше, и это очень ценно. Даже не смотря на то, что к йоге многие относятся скептически, она вызывает живой интерес у людей. В любом случае, эзотерика и духовные учения в последнее время набирают всё больше популярности, и йога находится где-то рядом.
— Занятия йогой помогают бороться с тревожностью и стрессом?
— Я могу на собственном опыте, да и на опыте ребят, которые ходят ко мне на занятия, сказать, что практика йоги кратно снижает уровень стресса и тревожности. На это влияют физические упражнения, когда мы переключаем внимание на тело, и более глубокие вещи, которые мы изучаем на семинарах. Мы учимся смотреть на ситуации немного под другим углом, используя теоретические основы йоги. Работа со стрессом и тревожностью очень актуальна сейчас, особенно в нашем городе, и в йоге также есть инструменты, которые позволяют с этими аспектами работать.
— Онлайн-занятия пользуются популярностью?
— Людям это стало интересно. Я связываю это с популярностью онлайн-формата, так как многие обучения проходят в онлайне. Но, по-моему мнению, оффлайн занятия всегда эффективнее. Я провожу онлайны, в том числе для ребят из других городов, потому что многие сейчас находятся не в Белгороде, но они у меня занимались раньше. Интерес есть, однако, в моём случае он больше связан с тем, что люди сейчас находятся в других местах.
— С чего начать, если никогда не занимался йогой?
— Если человек никогда не занимался йогой, я бы порекомендовал ему поискать ближайшую йога-студию или преподавателя, который ему больше понравится, и записаться на занятие. Периодически посещая йога-студии и разных преподавателей, человек сформирует собственное мнение об этой практике и найдёт человека-проводника. Поэтому начинать надо с вполне конкретного действия, — просто попробовать.